Найти тему
Водитель из СССР

Tatra (Татры) 815. Моторы и рама, чем они были необычны для советских водителей и слесарей.

Татра 815 на дороге общего пользования. Фото из открытого источника Яндекс Картинки.
Татра 815 на дороге общего пользования. Фото из открытого источника Яндекс Картинки.

Середина восьмидесятых годов в Советском Союзе был пик развития производства и строительства. Стране требовалось огромное количество нового и современного транспорта. Особенно грузовых автомобилей.

Чехословацкие грузовые Татры давно работали в СССР.

На замену отлично зарекомендовавших себя, но уже изрядно «подуставших» и устаревающих Tatra 148 Советское правительство начало закупку новых бескапотников Tatra 815.

Tatra 148 "миксер".
Tatra 148 "миксер".

815-ые Татры были не совсем обычными тяжелыми грузовиками. И уж конечно, они сильно отличались по своим ходовым качествам и комфорту от советских КрАЗов, МАЗов и КамАЗов.

Пойдем по порядку.

Чем же так не обычна Tatra 815?

Хребтовая рама Татры 815.

Главное и самое важное – это знаменитая на весь мир хребтовая рама.

Нет нужды описывать конструкцию этого довольно сложного агрегата, ведь эти рамы - «фишка» грузовиков Татра!

А кто не знает, что это за хребет, смотрите изображение.

Хребтовая рама "фишка" грузовиков Tatra.
Хребтовая рама "фишка" грузовиков Tatra.

Из-за такой необычной рамы Татра имеет уникальную проходимость и устойчивость на дорогах с любым покрытием.

Но на Tatra 815 есть не только хребтовая рама, но и полноценная классическая рама, к которой крепятся кабина, кузов и другие навесные элементы автомобиля.

Классическая рама крепится к хребтовой раме на Татре 815.
Классическая рама крепится к хребтовой раме на Татре 815.

Такой удачной, но усложненной конструкции Вы не встретите ни у одного советского одноклассника Татры 815.

Двигатели Татры 815.

10 цилиндровый двигатель Татры 815.
10 цилиндровый двигатель Татры 815.

На этот грузовик устанавливали четыре вида дизельных V образных двигателей с воздушным охлаждением, которые имели разное количество цилиндров и соответственно отличались по мощности:

  • 8-и цилиндровый двигатель Т3-929 объёмом 15,8 литров и мощностью 235 л. с.;
  • 10-ти цилиндровый двигатель ТЗ-928 объёмом 12,7 литров мощностью 231 л. с.;
  • 12-ти цилиндровый двигатель ТЗ-930-30 объёмом 19 литров мощностью 320 л. с.;
  • 12-ти цилиндровый двигатель ТЗ-930-53 объёмом 19 литров мощностью 360 л. с.

Эти двигатели тоже уникальны своей системой охлаждения и тем, что каждый цилиндр имеет свою головку цилиндров, а коленвал составлен из нескольких частей.

Кожух забора воздуха на Татре 815.
Кожух забора воздуха на Татре 815.

Такая конструкция делает двигатель очень легким в ремонте и сильно удешевляет этот самый ремонт.

Двигатели имели два стартера, основной и резервный, что очень удобно для машины, работающей в экстремальных условиях.

Но есть и минусы у двигателей 815-ой Татры.

Вся линейка моторов этого автомобиля греется, если ездить на низких оборотах.

А больше всего доставляет неудобств то, что двигатель 815-ой забивается пылью внутри решеток цилиндров под кожухом.

Двигатель Татры 815 без кожуха (вид сверху).
Двигатель Татры 815 без кожуха (вид сверху).

Тогда ухудшается циркуляция холодного воздуха для охлаждения и снова перегрев.

Двигатель нужно мыть чуть ли не каждую неделю.

Вот такие интересные агрегаты и механизмы стояли на чехословацкой Tatra 815.

В одну статью не вместишь всего, что хочется написать. Это только начало рассказа об этом замечательном автомобиле. В одной из следующих статей я расскажу самое интересное. Про трансмиссию, ходовую и комфорт для водителя Татры.

Так что подписывайтесь на мой канал, комментируйте статью и не забывайте ставить «лайки»!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц