Министр обороны России и президент Русского географического общества (РГО) с 2009 года Сергей Кужугетович Шойгу давно продвигает идеи изменения пространственного развития и обустройства России. Будучи губернатором Московской области в 2012 году Сергей Шойгу предложил перенести столицу вглубь страны - в Сибирь.
В начале августа этого года на встрече с учеными в Новосибирского отделения РАН Сергей Кужугетович вновь озвучил свою идею о переносе столицы в Сибирь, но добавил, что надо построить в Сибири три-пять новых городов с населением до полумиллиона, а может и более, человек. А через месяц, отвечая на запрос РБК, С. Шойгу более подробно изложил свои идеи относительно новых городов Сибири - где они могут возникнуть и для чего. В частности, РБК приводит следующую информацию, полученную в ответ на свой запрос:
По мнению Шойгу, научно-промышленные и экономические центры должны будут стать «новыми полюсами притяжения как для населения всей России, так и наших многочисленных соотечественников в странах СНГ и дальнем зарубежье».
...между Братском и Красноярском может быть создан промышленный центр «Медь и электротехника»..
«Там есть все возможности не только для добычи, но и глубокой переработки меди и различных редкоземельных металлов для последующего производства отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью», — заметил Сергей Шойгу.
В этом же районе может быть создан кластер, полностью сфокусированный на производстве продукции высоких переделов по переработке алюминия, — «Алюминиевая долина».
В Южной Сибири есть возможности по созданию масштабной и высокодоходной добычи с более высоким переделом коксующегося угля.
В районе Канска имеется потенциал по созданию углехимического производства востребованных пластиков из неликвидного сырья.
Вокруг Лесосибирска имеется достаточный потенциал для создания кластера «Лес и строительные материалы» с высокой долей продукции верхних переделов и привлекательной экономикой.
Речь идет не только о создании современных городов и производств с высокой добавленной стоимостью, но и создании новых научно-промышленных центров Сибири. Надо полагать, что именно наука и будет определять, что производить и как - инновации, современные технологии мирового уровня должны будут появиться в этих центрах и обеспечить конкурентоспособность конечной продукции. Это должно привлекать талантливую и амбициозную молодь - применить свои таланты и способности в России, а не уезжать в передовые и развитые страны, чтобы реализоваться, так сказать.
Идеи хорошие, но важнее от слов перейти к делу без проволочек и долгих обсуждений и откладывание в долгий ящик того, что надо было сделать вчера, так сказать. Основной вопрос, конечно, откуда взять средства на реализацию столь грандиозных замыслов. Ведь есть программа развития региона Дальнего Востока (ДВ), есть планы развития российской Арктики и СМП - на все нужны не только финансовые ресурсы, а материальные и людские ресурсы, которых у России не так много.
А еще надо убедить президента сменить приоритеты, так сказать, сделать выбор - принять единственно верное решение в пользу сибирских проектов Шойгу. В свое время именно Путин сделал ставку на развитие региона ДВ, в качестве как бы и основы разворота России на восток - надо было прекратить отток населения из региона и привлечь российских и иностранных инвесторов в регион. Но, несмотря на все услия и выделенные ресурсы, дело с развитием ДВ затянулось и затормозилось - инвестор особо не идет, народ продолжает выезжать из региона в центральную Россию. И из других частей Сибири народ тоже выезжает, а центральная часть Сибириь дает России много больше, чем тихоокеанская ее часть - регион ДВ.
В общем, ситуация сложилась такая, что и ДВ не разовьешь, как хотелось, и центральную Сибирь ослабишь, обезлюдишь, если только не сменить приоритеты, и не удастся найти такое решение, которое кардинально изменит ситуацию - нужны более сильные (более глубокие и перспективные) идеи и люди, которые способны их реализовать. Надо сменить приоритеты, судя по всему.
Вот, поэтому опытный политик Сергей Шойгу (и его подчиненные по министерству обороны) дает дополнительные аргументы в пользу развития центральной части Сибири и даже переноса в сибирские города столичных функций России. Надо рассматривать сибирские проекты не только с экономической точки зрения, но и с позиций безопасности - подлетное время ракет НАТО много больше станет и защитить центры руководства и управления страной, расположенные в глубине страны, за Уралом будет много проще. Равноудаленность центральной власти от западных и восточных границ создает совершенно новую ситуацию для организации и размещения военных объектов. К тому же средства ПВО и ПРО, созданные для защиты городов со столичным статусом, одновременно будут защищать промышленные объекты Сибири.
Кроме того, с позиций логистики развитие центральной части Сибири позволит реализовать новые маршруты в направлении Север -Юг. Страны центральной Азии и Китай получат возможность выхода по сибирским рекам в моря российской Арктики, а там СМП проходит - безопасность маршрута Россия обеспечит, ибо и российские грузы по этому маршруту пойдут в азиатские страны. К тому же вопросы транзита грузов, пошлин можно регулировать не только на двусторонней основе, но прежде в рамках международных организаций евразийского сотрудничества - ЕАЭС и ШОС.
Очевидно, что Сергей Шойгу рассматривает проблему в комплексе, так сказать, и системно. Речь идет не только о проектах развития сибирских регионов и создания новых городов Сибири - это проект развития всей страны, стратегия развития России, как евразийской державы. Отсюда прямо следует, что нет особого смысла тратить время и ресурсы на урегулирование проблем с европейскими странами - там уже нет каких-то перспектив для России, ничего важного европейцы дать России уже не могут, а только создают проблемы. Тогда как на востоке, в азиатском регионе идет бурный экономический рост, да и людей там много больше живет, чем в Европе. У азиатских стран нет претензий к России, они не вводят против нее санкций, а наоборот - стремятся расширить свое сотрудничество с нашей страной.
Учитывая политический вес Сергея Шойгу и его особые отношения с президентом, средства под проекты создания новых сибирских городов, как научно-промышленных центров кластеров, что вокруг них образуются, найдут, причем, в ближайшее время. Кроме того, ожидается перерегистрация в города Сибири головных офисов компаний, которые именно в Сибири имеют основные капиталы - будут платить налоги по месту получения основной прибыли, так сказать. Потом и о переносе столичных функций вопрос встанет в повестку. Собственно выбор городов для исполнения столичных функций, если взглянуть на карту, невелик - Новосибирск, Томск, Красноярск. Новосибирск - третий по численности населения город России, много научных и образовательных центров мирового уровня, там и климат подходящий. В Красноярске с экологией проблемы, а в Томске холоднее, чем в Новосибирске, и удален Томск от Транссиба.
Осталось ответить на вопрос статьи - с какого кластера начнут реализовывать замыслы и идеи, продвигаемые Сергеем Шойгу, какой город станет первым? Среди тех кластеров, которые упомянул Шойгу в ответах РБК, именно Лесосибирск, на мой взгляд, может стать первенцем, так сказать.
Географическое положение Лесосибирска имеет решающее значение. Город расположен чуть ниже по течению от места слияния Енисея и Ангары - очень удобное расположение для водного сообщения, там и порт имеется, который можно задействовать вовсю. По Енисею выход к СМП. Железнодорожная ветка на Ачинск выводит на Транссиб. От Красноярска, совсем недалеко - 309 км. по автодороге (249 км. по прямой). Через Лесосибирск проходит федеральная трасса Байкал Р409, а через Красноярск - федеральная трасса М53 Новосибирск — (Томск —) Кемерово — Красноярск — Иркутск. Проблем с логистикой нет - все маршруты эксплуатируются и их можно задействовать сразу.
Кроме того, Лесосибирск именно лесопереработкой и занимается исторически. По словам главы города, доля выпускаемой лесоперерабатывающим градообразующим предприятием продукции составляет 1% от общемирового объема производства и 7,2% от общероссийского. Проблема, однако, в том, что население города убывает, кадров не хватает. Так, если начнут лесной кластер создавать, то народ потянется заработать на стройках, а потом кто и осядет с перспективой стать жителем современного большого и благоустроенного города с населением в полмиллиона жителей (сейчас там чуть меньше 60 тыс. жителей).
Если создавать лесной кластер, то в нем всяко должен быть целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), где осуществляется самая глубокая переработка древесины. Но от ЦБК большой вред экологический происходит, если что-то не так построят или при эксплуатации нарушат какие нормы. Однако, нынче в Красноярском крае намерены построить три ЦБК -
два планирует возвести компания Rockwell Capital (один совместно с «Внешэкономбанком» в Богучанах на базе АО «Краслесинвест» и второй в Лесосибирске, соинвестора по проекту пока нет), и ещё один комбинат намерена построить Segezha Group в том же Лесосибирске на базе собственного актива — Лесосибирского ЛДК № 1.
Лесопромышленная группа Segezha Group (структурно ДЗО АФК «Система») намерена строить не просто ЦБК, а биотехнологический комплекс (БТК) – целлюлозно-бумажный комбинат нового поколения.
в качестве образца мы берем целлюлозно-бумажное производство, в 2017 году запущенное в Ээнекоски. Это крупнейший инвестиционный проект за всю историю лесного сектора Финляндии (его стоимость – 1,2 млрд евро). Предприятие вырабатывает около 1,3 млн тонн целлюлозы и 250 тыс. тонн трехслойного картона. Производственные процессы в высокой степени автоматизированы и роботизированы. В России комплексов такого масштаба, который мы планируем, пока нет. Это будет первое современное целлюлозно-бумажное производство, построенное в нашей стране за последние 40 лет
В пользу строительства ЦБК (БТК) в Лесосибирске свидетельствует и строительство высокогорского автодорожного моста через Енисей недалеко от Лесосибирска, что обеспечит доступ к нижнеангарским лесным ресурсам, хотя мост понадобится и для освоения полезных ископаемых на правом берегу Енисея и Ангары.
И последнее, о чем тоже стоит упомянуть, в связи с проектами создания новых научно-промышленных центров в центре Сибири и переноса в Сибирь столицы России (передачи части столичных функций сибирским городам).
В 1913 году знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен совершил путешествие по России. Сначала от Норвегии по СМП до Карского моря в устье Енисея, потом вверх по Енисею до Енисейска, далее сухим путем через Красноярск во Владивосток, Хабаровск, по Приамурью и Забайкалью. Затем вновь в Красноярск и оттуда прямо в Екатеринбург, где и закончилось путешествие Нансена по Сибири, которое он описал в своей книге под названием «В страну будущего» (Нансен Ф. В страну будущего: Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море). Так в этой книге Нансен описал некую страну будущего, столицей этой страны должен был стать город Енисейск в центре Сибири.
России Фритьоф Нансен известен и своей гуманитарной деятельностью - после первой мировой войны он помогал вернуть беженцев и военнопленных, в том числе и в Россию, а потом возглавил международную миссию помощи голодающим в России.
Миссия Нансена, расположенная в Москве на Б. Никитской, 43, являлась единственной международной организацией, доставлявшей продовольственные посылки, оплачиваемые за границей. К лету 1922 года Нансеновская организация кормила 1,5 млн. детей и взрослых. В одной лишь Саратовской губернии в марте 1922 года от миссии Нансена было получено 275 тыс. пудов продовольствия, в мае - 652 тыс. К августу 1922 года за счет его организации только в Саратовском районе питалось 8 тыс. детей и 20 тыс. взрослых.
Можно не сомневаться, что президент Русского географического общества Сергей Шойгу, читал книгу Ф. Нансена о путешествии в Россию и знаком с идеями Нансена о стране будущего. Можно считать, что и идеи С. Шойгу развивают идеи великого путешественника и гуманиста Ф. Нансена о России. А Россию Ф. Нансен не только по фотографиям и картам знал, а пересек ее с севера на юг по Енисею, потом по Транссибу с запада на восток пересек и обратно, а еще с людьми в России общался, помогал им потом конкретно - можно сказать, с душой относился к России и верил в ее будущее. И не мог он не восхищаться красотой и просторами Сибири, мощью сибирских рек, природными богатствами этого так и не освоенного в должной мере и через 100 лет огромного евразийского пространства.
А как вы думаете, уважаемые читатели, реализуются ли идеи С. Шойгу, где начнут?