ОТ «ТЕРМИНАТОРА» ДО
«ЮРИЯ ГАГАРИНА»
Минчанин Юрий ШИФ превращает байки в произведения искусства
Команда мастерской минчанина Юрия Шифа уже без малого 20 лет делает мотоциклы. Нет, не так: там переделывают мотоциклы. Опять не то: мастера создают мотоциклы по индивидуальным проектам, под заказ. Этот процесс называется «кастомайзинг». А Юрий Шиф – один из авторитетнейших кастомайзеров в мире. Произведения его мастерской завоёвывали первые места на специализированных выставках России, Европы, Америки.
Каждый мотоцикл, что выходит из стен мастерской Шифа, настоящее произведение. Вот, например, мотоцикл Time Machin, посвящённый музыкальной группе «Машина времени». У него пространство между рулём и задним колесом – это электрогитара.
И при этом на мотоцикле можно ездить! А вот «Юрий Гагарин» – это машина, посвящённая целой эпохе, в которую жил первый космонавт. Среди работ есть «Виктор Цой», «Терминатор», «Маленькая королева» (Little Queennie) и масса других двухколёсных произведений.
ПРОСТО УГАДАЛ
– Юрий, признайтесь, для кого вы сделали «Юрия Гагарина»?
– Имя заказчика я, конечно, не назову. Сначала ему понравился «Валерий Чкалов», другой наш tribute-bike(мотоцикл-посвящение. – Ред.). Но «Чкалов» предназначался другому заказчику. В итоге решили попробовать построить нечто другое, но не менее интересное. Получилось красиво.
– Вы занялись кастомайзингом, когда вам было уже за 40. Как пришла идея, что заставило так резко изменить жизнь?
– Ну да, первый мотоцикл, о котором можно говорить как о серьёзном продукте, я построил, когда мне был 41 год. Но ведь до этого возраста я не сидел где-то на пальме, а потом раз – и решил стать кастомайзером. Тем, что называется техническим творчеством, я занимаюсь с детства. Увлекался автоспортом, а в 90-е годы руководил автоспортивной командой, на счету которой было множество побед. Механики этой команды, кстати, позже стали основой коллектива кастом-мастерской. В начале двухтысячных мы почувствовали, что мотосообщество готово принять такой продукт, как мотоцикл, построенный по индивидуальному проекту. Это не было результатом какого-то исследования рынка, просто чувство, интуиция. Получается, я просто угадал.
– Много людей работает в вашей мастерской?
– В разное время 10–15 человек. Вообще, каждый проект – это коллективное творчество, и я здесь лишь художественный руководитель.
– А где вы ищете специалистов? Ведь до вас подобных предприятий не было...
– Это очень непростой процесс. Если взять сито и просеивать песок, на дне останется золотая крупица. Я действую по этому же принципу, и это постоянный, не прекращающийся процесс.
– В одном из интервью вы говорили, что ваш любимый инструмент – напильник. Когда в последний раз удавалось взять его в руки?
– Думаете, давно? Ничего подобного, всего несколько дней назад. Показывал одному из претендентов в специалисты, как правильно пользоваться этим инструментом.
Terminator
Кастом посвящён фильму Джеймса Кэмерона «Терминатор». Собран за 2,5 года из нержавеющей стали и алюминия, в основе — силовая установка Harley-Davidson. В мастерской «ShifCustom» специально были изготовлены маятник, вилка, рама и подрамик. Стилистика мотоцикла вдохновлена роботом Terminator T 700. Кузов не окрашен. Впервые был представлен публике на европейском чемпионате по кастомайзингу World Championship Of Bike Building в Кёльне.
НОВЫЙ ОБРАЗ «МИНСКА»
– Если бы вас попросили разработать серийный мотоцикл, вы бы согласились?
– А мы это уже делали, это был новый образ мотоциклов «Минск». В 2008 году владелец ММВЗ (Минского мотоциклетно-велосипедного завода) предложил поучаствовать в создании перспективных моделей. И мы занялись. Одна из моделей называлась «Минск неоклассик», даже дошла до производства. Так что опыт разработки серийного мотоцикла мы получили, этот этап позади.
Кстати, мы тогда разработали еще несколько моделей «Минска». Среди них был байк с объёмом двигателя 500 кубических сантиметров (традиционно на «Минске» двигатель 125 «кубов». – Ред.). А ещё был молодёжный каферейсер под названием «Самый быстрый «M1NSK», это тип мотоцикла для скоростных поездок на небольшие расстояния. Но всё это так и осталось лишь проектами.
– В ваших работах много нестандартных и даже уникальных, деталей. Вы все их делаете у себя в мастерской?
– Нет, конечно, для этого пришлось бы держать целые цеха со станками. Какие-то элементы мы заказываем у сторонних производителей. В Беларуси огромный кластер машиностроительных предприятий, и нам не надо искать слесаря Васю и просить его сделать деталь за бутылку водки. Необходимые нам детали мы заказываем на профильных предприятиях.
В Беларуси, надо сказать, в 90-е закрылись далеко не все предприятия, большую часть промышленности удалось сохранить. Остались преемственность поколений и обмен опытом между ними. Не секрет, что в России сейчас многим предприятиям этот опыт приходится нарабатывать с нуля, даже приглашать западных специалистов и заново ставить рабочие процессы. У нас цепочка не прерывалась. В итоге, когда потребители выбирают между азиатским, российским и белорусским промышленным продуктом, чаша весов часто склоняется в нашу пользу.
БАЙК ДЛЯ ШЕЙХА
– Из каких стран вы чаще всего получаете заказы? Есть какие-то экзотические места?
– В основном, конечно, это Россия и Беларусь. Но мы делали мотоциклы и для клиентов из Европы и даже из арабских стран.
– Ого! Может, и шейхи были? Какие они заказывали прибамбасы?
– Воздержусь от комментариев. У нас есть заказчики, о которых мы не говорим. Они не хотят быть предметом обсуждения, мы не называем их имён, а иногда даже не публикуем фотографии сделанных для них мотоциклов. Так что извините.
– Кстати, многих удивляет, что, достигнув такого уровня, вы продолжаете работать в родной Беларуси...
– А где же ещё я должен работать?
– На Западе у вас могло бы быть больше возможностей и клиентов. И в Европе, и в США.
– Я часто бываю за границей, у меня там много друзей, но… Вот мы всё время жалуемся, что у нас страна не та, кто-то подумывает ехать работать за границу. Но ведь в Америке кому-то нравится только потому, что американцы сделали свою страну такой, какая она есть. А израильтяне вообще разбили сад в пустыне. Они сделали это сами. И для себя. А мы там чужие. Можно, конечно, работать у них, но, создавая там что-то новое, мы работаем не на себя, а на них. Мы улучшаем их жизнь, а не свою.
Почему мы не можем сделать из нашей прекрасной страны с богатейшей природой такое же прекрасное место для жизни? Мотоциклы в этом смысле лишь один из инструментов изменения окружающей действительности. Кто-то рисует, кто-то строит, кто-то пишет. А мы строим мотоциклы. Когда все будут относиться к жизни таким образом, наша страна и окружающее пространство станут самыми прекрасными на Земле.
БЕЗ КОНКУРЕНТОВ
– Когда я увидел The Machine (один из мотоциклов мастерской Юрия Шифа, завоевавший массу наград), сразу вспомнил фильм «Самый быстрый «Индиан» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Это фильм про чудака, который всю жизнь переделывал свой мотоцикл и в итоге на склоне лет поставил рекорд скорости. Признайтесь, вас вдохновила именно эта картина?
– К этому мотоциклу у меня есть эпиграф: «The Machine является данью уважения энтузиастам и романтикам скорости всех поколений». Здесь каждое слово стоит на своем месте, и мне нечего больше добавить.
– Ещё есть сериал «Американский мотоцикл», который рассказывает об американской семье кастомайзеров. Насколько это похоже на то, что происходит у вас в мастерской…
– Нет, это не имеет никакого отношения к жизни. Это постановочное действие на тему строительства мотоциклов, не больше. Как сериал «Скорая помощь» соотносится с действительностью? Никак. И здесь то же самое. Мотоциклы, правда, настоящие.
– А вы сами мотоцикл водите?
– Конечно, на двухколёсном транспорте я с 14 лет…
– То есть были байкером, стали кастомайзером…
– Не байкером, а мотоциклистом. Есть разница. Байкеры травят байки, а мотоциклисты ездят на мотоциклах. Шутка. Сейчас, конечно, мотоцикл как транспортное средство использую нечасто. Но иногда бывает.
– А кого вы считаете своим конкурентом?
– Я для себя вопрос так никогда не ставил. В мире есть некоторое количество людей, которые строят мотоциклы по индивидуальным проектам. Являемся ли мы друг другу конкурентами? Не думаю, мы скорее коллеги. У нас прекрасные отношения, мы общаемся, поддерживаем друг друга, критикуем, хвалим… Какое-то время дилеры Harley-Davidson считали меня конкурентом, но сейчас они сделали работу над ошибками. На самом деле все кастомайзеры – конкуренты Harley-Davidson. И в результате эта фирма делает свои мотоциклы лучше и лучше.
– Кстати, а заказчики на ваших произведениях искусства ездят? Или ставят под стекло, как музейные экспонаты?
– Когда как. Например, я знаю, что для «Юрия Гагарина» заказчик отвёл отдельное помещение. Но это не значит, что на нём нельзя ездить. Все наши мотоциклы на ходу, в этом отношении всё честно и по-настоящему. Но надо понимать, что у каждого мотоцикла своя задача. Есть мотоциклы кроссовые, есть туристические и спортивные. Наши мотоциклы не предназначены для мотопробегов на дальние расстояния или рекордов скорости. Они для того, чтобы в хорошую погоду красиво проехаться и вызвать эмоции у окружающих. Надеюсь, это удаётся.
А как вы относитесь к мотоциклам? Пишите в комментариях👇👇👇, давайте спорить. Нам важно знать ваше мнение!
Владимир ДЕМЧЕНКО, Москва
Фото из личного архива Юрия Шифа
Материал дан в сокращении. Хотите полную версию – пишите в личку!
© "Союзное государство", № 1, 2015
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!