Северный Кавказ у немногих ассоциируется с вином, тем более – с хорошим. В большинстве его республик преобладают мусульмане, а ислам спиртное не одобряет. Однако при должном умении можно организовать интересный винный тур даже по Дагестану и Чечне. Впрочем, обо всем по порядку.
Ставропольский край
Самый светский и туристический регион Северного Кавказа на алкогольной карте страны представлен на удивление слабо. На слуху разве что не самый выдающийся Прасковейский коньяк. Однако в последние годы здесь бурно развиваются малые, так называемые гаражные производители вина. Пожалуй, самый яркий их представитель – семейная винодельня Виталия Батрака. На всероссийском конкурсе «Винная карта Open-2021» ее вино Каберне Фран 2019го года серии «Perfect Klassik» завоевало золотую медаль. Особенно приятно, что винодельня приглашает всех желающих на дегустации.
Кабардино-Балкария
История виноделия в Кабардино-Балкарии скорее печальна. Самое мощное производство вина на территории республики создал Тембулат Эркенов – первый предприниматель России, получивший частную лицензию на производство и продажу алкоголя. Его концерн «ЗЭТ» был не просто средством наживы, а настоящим детищем любви. Его обнесли крепостными стенами с зубцами, напоминающими кремлевские, а рядом поднялся окруженный рвом замок Шато Эркен, напоминающий эмблему компании Дисней. На лужайке перед ним паслись фазаны и павлины, а внутри происходили дегустации и шумели свадьбы. Несмотря на импортное оборудование, вино было посредственным – за единственным ярким исключением. Концерн производил один из лучших в мире айсвайнов – сладких немецких вин, получаемых из винограда, прихваченного первыми заморозками или замороженного сразу после сбора. Однажды я привел в концерн японского бизнесмена, желавшего закупить несколько ящиков для продажи в Токио. Услышав планируемые объемы, Эркенов царственно рассмеялся:
– Столько я с друзьями на выходных выпиваю.
К сожалению, вскоре он умер, и концерн окончательно утонул в долгах. Экскурсии по замку с дегустацией еще проводятся, однако ассортимент невелик. Но если вам вдруг перепадет раритетная бутылочка кабардино-балкарского айсвайна, не откажите себе в удовольствии.
Из прочих местных алкогольных напитков можно попробовать традиционную адыгскую махсыму, которую производит знаток народной культуры Тембулат Керефов.
Северная Осетия
Эта республика ассоциируется, в основном, с водкой, которая в 90е заполоняла всю Россию. Однако из крепких напитков здесь наиболее интересна, на мой взгляд, национальная арака, выдержанная в дубовых бочках. Также стоит попробовать традиционное осетинское пиво. Этот ароматный, похожий скорее на квас напиток – важный элемент обрядов последователей осетинской народной веры. На праздниках они наполняют им большие резные чаши, запивая мясо и традиционные пироги.
Но вернемся к вину. Главная звезда осетинского – а, возможно, и всего северокавказского виноделия – Константин Дзитоев. На фоне многочисленных любителей он первым выделился научным подходом, и вдохновил десятки последователей. В год семейная винодельня Дзитоева производит до 65 тысяч бутылок, и каждая расписана вручную. Виноград Константин закупает в Краснодарском крае и на Нижней Волге, включая такой интересный и перспективный российский аборигенный сорт как красностоп. Вина Дзитоева – одни из самых дорогих на Северном Кавказе, но эта цена вполне заслуженна. Недавно Константин разбил собственные виноградники в родной республике, так что ждем известий о новом интересном вине.
Чечня
До распада СССР в Грозном был винно-коньячный комбинат, однако сейчас алкоголь в республике не в фаворе. Еще несколько лет назад в столице Чечни было несколько алкошопов, расположенных, в основном, рядом с огромной огороженной территорией, где живут приезжие силовики с семьями. Выглядели магазинчики колоритно – одноэтажные дома с затемненными окнами и без единого намека на алкоголь снаружи, из которых выходили молчаливые люди с побулькивающими непрозрачными пакетами. Наполняли они их в комнатке за толстой дверью с могучим замком, где все стены были уставлены стеллажами с разнообразнейшим спиртным. Но несколько лет назад после автокатастрофы, произошедшей по вине пьяного водителя, руководство республики вызвало хозяев магазинов на разговор, в ходе которого они «добровольно» отказались от лицензий. Теперь в республике официально можно заказать алкоголь в ресторанах отелей «Грозный Сити» и «Кезеной Ам» (в первом конские цены, в последнем его иногда бодяжили), а также купить его с 8 до 10 часов утра в гипермаркете «Лента» – причем сделавшего это чеченца могут ждать серьезные проблемы вплоть до отправки в полицейский участок. Поэтому бухать местные ездят в Дагестан.
Как же в таких условиях производить спиртное? К счастью, на севере Чечни есть казачьи станицы, в которых до сих пор живут русские. Они пьют чихирь – домашнее неперебродившее вино, закусывая его отличным салом собственного приготовления. Конечно, чихирь – далеко не коллекционный гран крю, но под неспешные беседы с казаками он идет на ура. Лучший чихирь я пил в станице Шелковской, но говорят, что в Науре во время празднования 24 июня Дня наурской казачки вино просто льется рекой. Давно мечтаю его там попробовать.
Дагестан
Эта республика известна коньяком, который производят сразу два достойных завода – Кизлярский и Дербентский. Любители народной культуры ценят бузу – слабоалкогольный напиток, особенно популярный у лакцев. Попробовать его можно во многих этнокафе. А вот вино тут было весьма посредственным – до недавнего времени. Теперь Дербентская винодельческая компания производит на импортном оборудовании и под контролем итальянских технологов хорошие вина серии Di Caspico. Ценники смешные, так что по соотношению цена/качество они, возможно, лучшие в России. Пройти на завод непросто, однако если прорваться через суровых вахтеров на дегустацию, вы попадете в надежные руки одной из самых обаятельных и знающих гидов республики. А лучшие, на мой взгляд, вина в самом Дагестане производит один местный талантливый бутлегер. Делает он это без лицензии, поэтому его имя я не называю. Но если в махачкалинском ресторане вы увидите красное сухое серийного местного производства в массивной темной бутылке без этикетки – очень советую попробовать.