Найти тему
Сибирский гидрант

Школьное образование отдадут на откуп корпорациям? Рассмотрим опыт Новосибирска

Образование является одной из важнейших социальных функций государства. Сейчас мы наблюдаем постепенный отказ от него.

Новосибирск является лидером в рейтинге крупнейших российских городов по числу реализованных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Разберемся, что может дать такое партнерство системе школьного образования.

Небольшая справка. ГЧП – это формы взаимодействия государства и бизнеса, которые призваны решить общественно значимые задачи на взаимовыгодных условиях. Сейчас проекты ГЧП стали наиболее актуальными.

С одной стороны, социально-экономическая жизнь усложняется, и это затрудняет выполнение своих функций государством. С другой стороны, сам бизнес заинтересован в новых объектах для инвестиций. И вот ГЧП как бы и представляет альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

«Красный» мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Фото из открытых источников
«Красный» мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Фото из открытых источников

В 2022 году в городе будет построено шесть новых школ с помощью такого партнерства. Софинансирует это строительство «Сбербанк». Мэр Новосибирска Анатолий Локоть по поводу ГЧП заявил, что в нынешних условиях, к сожалению, бюджет решающую роль не играет, а потому:

«В значительной степени для решения насущных проблем нужно двигаться в направлении привлечения частных инвестиций в развитие города».

И вроде бы всё звучит гладко, но давайте напомним, что это прежде всего частные инвестиции – бизнес должен получить от них прибыль. Компании, судя по всему, берутся за образование основательно, замещая постепенно собой государство.

Всё тот же «Сбербанк» совместно с ВЭБ.РФ и Российским фондом прямых инвестиций стал акционером ОАО «Просвещение» – крупнейшего российского издателя учебников. В пресс-службе «Сбера» заявили по этому поводу следующее:

«Стороны объединили усилия для расширения доступа учителей, учеников и родителей к общепринятым учебным материалам «Просвещения» по всей стране. Современные цифровые технологии, услуги и компетенции партнеров будут способствовать разработке образовательного контента следующего поколения».

Что же представляет из себя этот «образовательный контент следующего поколения»? Председатель правления «Сбербанка России» Герман Греф заявляет, что уровень школьного образования его мало интересует.

Он считает, что в школе можно обойтись вовсе без оценок и экзаменов, а вместо знаний сейчас нужны компетенции. Кто-то на этом месте может удивиться и спросить – а какое отношение Греф имеет к образованию, почему он что-то диктует?

Герман Греф в частной гимназии «Хорошкола», учредителем которой является Яна Греф. Фото из открытых источников
Герман Греф в частной гимназии «Хорошкола», учредителем которой является Яна Греф. Фото из открытых источников

Не забывайте – кто платит, тот и музыку заказывает. А вот новомодные термины, которыми он оперирует, рассказывая, каким должно стать российское образование, взяты, как ни странно, из методичек Всемирного банка и других международных структур. С другой стороны, чему тут удивляться? «Сбер» ведь тоже совсем не чужд глобальным финансовым институтам.

Складывается ощущение, что российское государство нашло в ГЧП мягкий способ отказа от социальной нагрузки. Процесс такого отказа продолжается все последние 30 лет с момента развала СССР.

Разговоры про социально-ориентированный бизнес – детские сказки. Корпорациям нужна прибыль, и они готовы использовать людей в качестве ресурса, ждать чего-то большего – просто наивно.

Древняя мудрость гласит: «хочешь победить врага – воспитай его детей». Отдавая образование, медицину, охрану правопорядка и другие обязанности в руки корпораций, государство само роет себе могилу. Ничем хорошим для страны этот процесс не закончится.

В следующей статье мы отдельно обсудим, каким видят развитие школьного образования корпорации. Хотели бы, чтобы ваши дети учились в новых школах от «Сбера»?

-4