Найти в Дзене
Мама сдавала в багаж..

Чем удивило питерское метро.

Что такое метро? Это транспорт, ответите вы. И действительно, во всём мире метрополитен - это вид городского транспорта. А что такое метро в России? Это музей! В своих путешествиях, я всегда оставляю время для экскурсии в метро. Метрополитен в Санкт-Петербурге меня покорил своей красотой, многие станции имеют оригинальное архитектурно-художественное оформление. Что удивило? Впервые увидела станции закрытого типа (с платформенными раздвижными дверьми и без боковых платформ). Всего в Ленинградском метрополитене построено 10 станций закрытого типа: Парк Победы, Петроградская, Василеостровская, Гостинный двор, Маяковская, Площадь Александра Невского, Московская, Елизаровская, Ломоносовская, Звёздная. Это как лифт в жилом доме, стоишь у двери, поезд подходит-двери открываются. Как я поняла, это сложное и дорогое удовольствие в эксплуатации. Оборудование станционных дверей требует дополнительного обслуживания. При остановке поезда приходится точно совмещать двери по

Что такое метро? Это транспорт, ответите вы. И действительно, во всём мире метрополитен - это вид городского транспорта. А что такое метро в России? Это музей! В своих путешествиях, я всегда оставляю время для экскурсии в метро. Метрополитен в Санкт-Петербурге меня покорил своей красотой, многие станции имеют оригинальное архитектурно-художественное оформление.

Что удивило? Впервые увидела станции закрытого типа (с платформенными раздвижными дверьми и без боковых платформ). Всего в Ленинградском метрополитене построено 10 станций закрытого типа: Парк Победы, Петроградская, Василеостровская, Гостинный двор, Маяковская, Площадь Александра Невского, Московская, Елизаровская, Ломоносовская, Звёздная. Это как лифт в жилом доме, стоишь у двери, поезд подходит-двери открываются.

Так выглядит в разрезе станция метро закрытого типа
Так выглядит в разрезе станция метро закрытого типа

Как я поняла, это сложное и дорогое удовольствие в эксплуатации. Оборудование станционных дверей требует дополнительного обслуживания. При остановке поезда приходится точно совмещать двери поезда с дверями станции. Для Ленинградского метрополитена пришлось конструировать новые типы подвижного состава, поскольку необходимо было выдержать заданный станциями интервал между дверями вагонов.

Немного из истории метрополитена. Первые проекты сооружений, напоминающих метрополитен, были предложены в Санкт-Петербурге ещё в 1820-х годах. Для строительства преимущественно тоннельного метрополитена в то время, притом глубокого заложения, в Петербурге не было достаточных материальных и технических ресурсов. Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1938 году, по инициативе председателя Ленгорисполкома Косыгина. К апрелю 1941 года были заложены все 34 шахтных ствола; летом велась проходка подходных тоннелей, также были начаты работы по проходке подземных вестибюлей станции. В августе 1941 года строительные работы по сооружению метро были остановлены, а пройденные стволы и выработки, для предотвращения обвалов, были затоплены. Работы возобновились сразу после окончания войны, а 15 ноября 1955г. запущена в эксплуатацию первая очередь ленинградского метрополитена от «Площади Восстания» до «Автово».

Фотография в хостеле. Фото автора
Фотография в хостеле. Фото автора

Мы жили на улице Восстания. И еще в хостеле, я обратила внимание на фотографию на стене. (Я люблю рассматривать старые фото, сравнивать с тем что сейчас). Оказалось, что площадь, изображённая на фото, напрямую связано с метро.

Конечно, здание вестибюля станции "Площадь Восстания"привлекает своими архитектурными формами, в классическом стиле круглой формы с пристроенными по бокам ризалитами и с большой ротондой со шпилем. Вестибюль построен на одноименной площади Восстания, на месте снесённой в 1938 году старинной Знаменской церкви (1794-1804 г. постройки).

Павильон северного выхода станции. Фото автора
Павильон северного выхода станции. Фото автора

Церковь во имя Входа Господня во Иерусалим, получившей в народе название Знаменской по приделу, освященному в 1765 г. в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В 1794–1804 гг. церковь перестроили в камне.

Знаменская площадь, ныне площадь Восстания, со Знаменской церковью, на месте которой сейчас вестибюль станции.
Знаменская площадь, ныне площадь Восстания, со Знаменской церковью, на месте которой сейчас вестибюль станции.

В 1840-х гг., в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург—Москва, близ церкви появилась площадь, на которой в 1844–1851 гг. построили Николаевский (ныне — Московский) вокзал, а в 1847-м — здание гостиницы (ныне — «Октябрьская»). По имени церкви площадь стали называть Знаменской, как и новую гостиницу. Также Знаменским назывался мост через Лиговский канал, расположенный по Невскому проспекту.

Станция "Площадь Восстания"
Станция "Площадь Восстания"

Станцию "Автово " мы поехали посмотреть специально. Нам рассказали, что это самая красивая станция. И отличительная особенность - это стеклянные колонны, тем более что их недавно отмыли, отчистили. Своё название станция получила от местности, здесь находилась деревня «Аутово», причём финского происхождения.

Станция "Автово". Фото автора
Станция "Автово". Фото автора

Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны. Из них 30 облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Почему колонны не все одинаковые? Русский ответ прост, подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем. Так и осталось.

Колонны с облицовкой стеклом. Фото автора
Колонны с облицовкой стеклом. Фото автора

Стекло в качестве облицовочного материала в метро было применено впервые. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн стеклянные панели закреплены с помощью декоративной металлической ленты, обвивающей колонны. Ленинградские архитекторы нашли такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил их сохранность.

Стеклянные декоративные пластины. Фрагмент колонны
Стеклянные декоративные пластины. Фрагмент колонны

Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестаёт просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом, и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики.

Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем.

Мозаичное панно "Победа". Фото автора
Мозаичное панно "Победа". Фото автора

Еще с советских времён на станции сохранилось табло, которое показывает, пойдёт ли поезд дальше или в депо. Электродепо "Автово"-это первое депо. Причём именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена в 1955г.

В 2014 году станция вошла в список 12 самых красивых объектов метрополитена в мире, по версии The Guardian.

Станции "Площадь Восстания" и "Автово" внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. И я с этим согласна, Очень красивые станции.

Еще о метро:

  1. О Питерском метро смотрите видео

Смотрите так же о Питере: Дворцовый мост и Котельная Камчатка

-11