В ходе операции Тайфун немцы окружили под Вязьмой два советских фронта - Западный Конева и Резервный Буденного. И,конечно, одной из основных причин является колоссальное превосходство врага как в технике, так и в людах. И все это помножено на его инициативу. Враг решал где нанести удар, нашему командованию предстояло его вскрыть. Так уж повелось, что немцы всегда наступали по крупным шоссе. Их и прикрыли части Красной Армии. К примеру, 38-я стр. дивизия занимала всего 4 км фронта, а вот на периферийных путях ситуация была обратной. И вот немцы, как на зло впервые решили осенью наступать по проселочным дорогам, тем более прогноз погоды им обещал "Бабье лето".
А вот для советской стороны, учитывая перемещение воздушных масс с запада на восток, составление прогнозов было большой проблемой, так как данные с метеостанций в тех районах контролировал противник. Другой проблемой стало появление 4-й танковой группы Гепнера из-под Ленинграда на московском направлении, это перемещение наша разведка не вскрыла. И здесь надо не ругать нашу разведку, а отдать должное немцам за идеально проведенную операцию. Так, танки уехали, а радиостанции и часть штаба остались под Ленинградом и продолжали находиться в эфире, передавая приказы для частей, которых уже там нет. Ничего не скажешь, удачная радиоигра. Но дальше интересный.
30 сентября Гудериан наносит удар на Брянском направлении, прорывая фронт, и, для локализации прорыва, ставка перекидывает резерв, изымая 49-ю армию из Резервного фронта(находился восточней западного). Причем выбор был не случаен - армия была в стороне от основных магистралей. Но как показала история, на основном направлении удара врага. Ни чего не скажешь роковое решение. Так же после потерь в начале войны жестко не хватало противотанковых средств борьбы, и бутылки КС были в войсках вынужденной мерой на тот момент, те же ПТР еще только разрабатывались.
Поэтому выше перечисленные факторы, помноженные на инициативу, которая позволяла врагу ослаблять одни участки фронта, и значительно усиливать другие (а порой в окопы немцы садили инженерные батальоны) делали Вяземский котел неизбежным для частей Красной армии, и слова Жукова в защиту Конева, о том, что "такое могло произойти с любым" полностью характеризуют ситуацию. А события которые были после известны всем. В октября 1941 года немцы, начав наступление, прорывают оборону сначала Западного фронта, затем находившегося за ним Резервного (мы с вами помним про 49- армию, которая была вместе основного удара, но ее сняли). После чего фашисты замкнули окружение, выйдя к Вязьме. Всего в двух котлах под Брянском и Вязьмой оказывается около 600 тыс. красноармейцев. Они дадут врагу не шуточный бой, что тот не сможет дойти до Москвы, хотя дороги на нее были открыты.