Найти тему
Журнал МОСТ

Открывается уже 6-ая Уральская биеннале современного искусства. Чего ждать?

2 октября 2021 года открывается VI  Уральская биеннале. Она единственная из российских включена в Международную ассоциацию биеннале. Центром проведения традиционно станет Екатеринбург. ​​В этом году организаторы поднимут тему прикосновений, близости и дистанцирования. Какие выставки посетители увидят на биеннале и кто их авторы? Разбираемся в новом материале.

Уральская индустриальная биеннале современного искусства впервые прошла в 2010 году по инициативе Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина. За время существования выставки в ней приняли участие свыше 300 художников из 70 стран мира, а площадками проведения стали 14 заводов.  Издание The Art Newspaper Russia присвоило премию V биеннале как лучшей выставке 2019 года. Это первый из региональных проектов, удостоенный этого звания.

Основной проект биеннале

«Время обнимать и уклоняться от объятий» — тема VI Уральской индустриальной биеннале. Эта видоизмененная цитата взята в одной из книг иудейского Священного Писания и Ветхого Завета — в Екклесиасте. Основная программа начнется 2 октября и продлится до 5 декабря. «Наша концептуальная заявка основана на простой идее соединения наших рук с нашими глазами на социально дистанцированной планете, соединенной цифровыми средствами», — отметили организаторы. Уральская биеннале 2021 года — размышление о прикосновении без прикосновения в реалиях пандемии. Это эксперимент, который заключается в расширении выставочного формата путем медиации между архитектурой, драматургией и кураторством. Пространство биеннале дает шанс исследовать перспективы коллективного авторства. «Мы твердо верим, что настало время думать, работать и держаться вместе», — утверждает команда, работающая над выставкой.

-2

События основного проекта пройдут на 8 площадках, среди которых здание бывшего кинотеатра «Салют», Уральский оптико-механический завод, Фотографический музей «Дом Метенкова», Главпочтамт. Посетители получат возможность побывать на бесплатной экскурсии по выставкам в сопровождении медиатора. Он как проводник поможет зрителям наладить контакт с экспонатами и понять их. К городской прогулке «Екатеринбург в объятиях биеннале» можно будет присоединиться по выходным дням с 9 октября по 10 декабря. Маршрут охватит проспект Ленина, где по пути гости познакомятся с историческими фасадами типографии «Уральский рабочий», кинотеатром «Колизей», Приборостроительным заводом. Медиаторы подробно расскажут о том, как в конце XIX века Екатеринбург был известен всему миру за произведения искусства, возникшие в заводских цехах. В рамках биеннале пройдут встречи исследовательской лаборатории «28 способов думать и двигаться». Кураторы Даша Байдина и Анна Устякина  ставят перед собой цель ликвидировать разрыв между исследованиями и перформансом. С помощью дискуссий они планируют наладить взаимосвязь между исследователями, исполнителями и хореографами.

Первая выставка в рамках биеннале стартовала уже 16 сентября. В здании бывшего кинотеатра «Салют» представлена перформативная инсталляция из серии «Послесловия» победительницы Swiss Art Award 2019 Ханны Вайнбергер из Швейцарии. Просмотр кино в «Салюте» считается времяпрепровождением, сравнимым с ритуалом, которого пандемия лишила местных жителей. Ханна создала звуковую ситуацию бесконечного ожидания и отсылает зрителей к переживанию разорванных с миром связей. Гости перемещаются по пространству и совершают простые движения, которые оставляют отпечаток в окружающей среде. Они становятся элементом ансамбля. С помощью звука Ханна чередует роли, отыгрываемые зрителями в повседневности.

Программа арт-резиденций

Программа дает возможность художникам из разных уголков мира приезжать в Уральский регион, чтобы творить на территории действующих заводов и фабрик. Благодаря этой практике появились индустриальные художественные маршруты по Уралу. Полгода куратор Владимир Селезнев знакомил российских и иностранных художников с уральским индустриальным наследием и производственными процессами работающих предприятий. Затем при участии городских жителей деятели искусства создавали проекты: объекты визуального искусства, выставки, перформативные и театральные проекты.

Например, в Кыштыме расположена скульптура  «Дразнилка», создатель которой — «Художник года» ярмарки Cosmoscow 2017 года Иван Горшков. Она посвящена подлинной технологии обработки меди: рабочий стоит по колено в воде, подчиняя стихию промышленному процессу. Река, в которую помещена скульптура, добавляет сюжету драматургии, передавая образ упорства и сопротивления течению.

-3

В Нижнем Тагиле откроется выставка художника Икуру Куваджима, посвященная легендарному японскому бейсболисту Виктору Старухину. На ней представлены архивные материалы о спортсмене, японско-тагильские коллажи с воображаемыми сюжетами возвращения бейсболиста на родину, то есть в Нижний Тагил, который он покинул во время гражданской войны. Зрители также увидят тизер документального кино о Старухине, снятое болгарско-американским режиссером Чавдаром Георгиевым.

В Черноисточинске расположена скульптура Вадима Кондакова «Стечение». Она, словно капля воды, зависла среди высоких стеблей «тростника», выполненных из стали.

Специальные проекты

Партнеры VI Уральской биеннале, среди которых Ельцин центр, Синара Центр, подготовили серию художественных, выставочных и исследовательских проектов в Екатеринбурге и за его пределами. В их числе масштабная инсталляция «Сад камней», открытая с 17 июля 2021 года. Ее автор — Василий Кононова-Гредин, лауреат грантовой программы Музея «Гараж» для молодых художников 2019–2020 гг. Композиция состоит из 250 зеркал, которые отражают солнечный свет на стены и воду Березовского карьера в городе Стаке. Создается картина, близкая к японскому саду камней. Карьер будет затоплен вместе с инсталляцией. Зрители увидят произведение искусства в момент созидания и станут свидетелями его исчезновения.

Уральская индустриальная биеннале — крупнейший международный проект о современном искусстве на территории России. Тематика 2021 года отражает новые реалии, возникшие на фоне пандемии. Выставка «Время обнимать и уклоняться от объятий» — рефлексия организаторов и участников о жизни, когда контакт с миром ограничен.