Проезжая несколько лет назад по трассе М-7 в направлении Чебоксар, мне случилось сделать остановку в пути, передохнуть. Это был край Нижегородской области - Воротынский район. Неподалеку от места вынужденной непродолжительной стоянки я заметил некий объект производственного назначения, рядом с которым среди штабелей пиломатериала возвышалась решетчатая стрела крана явно советской эпохи.
Естественно, что сей объект историко-технического наследия не остался без моего внимания. И вот я двинулся в сторону торчащей стрелы – посмотреть на раритет, да затекшие конечности размять. Кран и вправду оказался наш, родной, советский –дизель-электрический СМК-101 грузоподъемностью 10 т на шасси МАЗ-5334. Потрепанный жизнью, но вполне работоспособный. Увы, табличка на кране была нечитаема, посему информацию о годе выпуска и заводе-изготовителе выяснить не удалось. Такие краны с начала 80-х годов выпускал Ивановский механический завод, кроме того, их делали на Воскресенском машиностроительном заводе. А в начале 90-х, после того как базовое шасси МАЗ-5334 было снято с производства, эту модель крана стали устанавливать на более современное шасси МАЗ-5337, именовалась такая машина СМК-101А.
Видя мой живой интерес к старому железу, работники местной лесопилки посоветовали заехать в село Семьяны, что находится неподалеку от трассы. По их словам, директор местного сельхозпредприятия – большой любитель истории отечественного машиностроения, и у него даже есть выставка техники времен СССР. Ушам своим не верю –почти полторы сотни верст от Нижнего Новгорода, в деревенской глуши, и вдруг такое! Что ж, ради этакого случая пришлось немного скорректировать свои планы и намеченный маршрут и непременно посмотреть на это диво.
И вот я на производственной площадке сельхозпредприятия "Семьянское". Что ж, почти музей под открытым небом, некоторые экспонаты на ходу. Кстати, историческая экспозиция здесь соседствует с современной сельхозтехникой, по большей части импортной, которая используется при полевых работах. Такое соседство создает особый контраст между прошлым и будущим. Одни олдтаймеры уже оформлены в виде экспозиции, а другая техника еще ждет своего часа, когда ей предстоит перевоплотиться в музейные экспонаты, которые будут олицетворять техническую историю нашей страны. Хочется надеяться, что Владимир Авдеев, генеральный директор ОАО "Семьянское", продолжит свою добрую традицию и не даст сгинуть достоянию отечественной истории. Во время нашей короткой встречи Владимир Михайлович увлеченно рассказывал о том, что удалось ему сохранить. Сокрушался и о том, что в свое время сдал в чермет весьма редкую модель алтайского трактора Т-4.
В семьянской экспозиции представлена легендарная советская техника как военного, так и гражданского назначения. Пушка ЗИС-3 времен Великой Отечественной войны соседствует с командирским автомобилем ГАЗ-67Б той же эпохи (хотя, он настолько переделан, что в нем сложно узнать оригинал). Рядом бронеавтомобиль БРДМ-2, выпускавшийся в 60-80-е годы.
Олицетворением послевоенного мирной жизни является председательский "козлик" ГАЗ-69А и легенда отечественного автопрома – грузовик ГАЗ-51А, продержавшийся в серийном производстве (с учетом модернизаций) почти 30 лет – с 1946-го по 1975 год. С ними соседствуют не менее легендарные советские мотоциклы М-72 и "Днепр".
Здесь же тракторы –ДТ-14 и ДТ-20, оба выпускались Харьковским тракторным заводом. ДТ-14 вообще большая редкость, его производили совсем недолго – с 1956-го по 1958 год. На этот трактор устанавливался одноцилиндровый дизель водяного охлаждения мощностью 14 л.с. Модернизированная версия ДТ-20 оснащалась более мощным 18-сильным одноцилиндровым дизельным двигателем и выпускалась с 1958-го по 1969 год. Кстати, обе модели этих малоразмерных садово-огородных тракторов в былые времена даже сумели оставить свой, пусть и небольшой, след в отечественном строительно-дорожном машиностроении. На обеих моделях были разработаны экскаваторные установки, хотя серийно они не выпускались. Кроме того, на ДТ-14 были созданы бульдозер и дорожная подметальная щетка.
Еще два гусеничных трактора в хозяйстве покоятся на постаментах. Один из них – ДТ-75М. Такие трактора наряду с ВгТЗ выпускал Павлодарский тракторный завод с 1968 года. Его внешнее отличие от волгоградского аналога – отштампованная надпись на боковине капота "Казахстан". Голубой цвет трактора тоже, кстати, родной, павлодарский. Трактор оснащался 90-сильным двигателем А-41. Несмотря на свое изначально сельскохозяйственное назначение, ДТ-75М очень широко применялся в строительстве с разным навесным и прицепным оборудованием, в первую очередь бульдозерным.
Поодаль возвышается легендарная челябинская "сотка" – трактор Т-100М. В прошлой жизни он был бульдозером с тросовым приводом, о чем свидетельствуют характерные сохранившиеся детали – щит перед облицовкой радиатора, тросовые блоки, а также кронштейн для крепления отвала. Жаль, что сам отвал не сохранился. Трактор Т-100М (позднее Т-100М3) выпускался с 1963-го до 1983 года. На нем стоял 4-цилиндровый мотор Д-108 мощностью 108 л.с. Челябинский тракторный завод произвел 412145 экземпляров этой машины – рекордное количество за всю историю этого предприятия. "Сотка" была самым массовым трактором в строительстве, для которого выпускался широкий спектр навесных и прицепных строительно-дорожных машин.
В коллекции семьянского предприятия есть также легковые автомобили – "Запорожцы" ЗАЗ-965А и ЗАЗ-968М и "Волги" ГАЗ-21Р и ГАЗ-3102.
Часть техники хотя и не входит в историческую экспозицию, но, надеюсь, что в будущем она займет свое достойное место среди экспонатов.
Среди раритетов стоит выделить автокран КС-2561Е на шасси ЗИЛ-130-76 Дрогобычского завода автомобильных кранов. Механические краны с решетчатой стрелой грузоподъемностью 6,3 т на шасси ЗИЛ-130 массово использовались в народном хозяйстве примерно до конца 90-х годов, а сейчас их днем с огнем не сыщешь. Краны серии КС-2561 производили на многих предприятиях, однако наибольшее количество такой техники выпускал Балашихинский завод автомобильных кранов. А вот встретить в наши дни такой автокран, сделанный дрогобычским заводом, – это большая удача для истинного ценителя "старого советского железа". Модель КС-2561Е изготовляли в Дрогобыче с 1970 года и сняли с производства в первой половине 80-х годов.
Еще один интересный экземпляр – автопогрузчик серии 4045 Львовского завода автопогрузчиков. Во времена СССР эта 5-тонная машина была одной из самых массовых в классе вилочных автопогрузчиков, ее можно было встретить и в строительных организациях, и на автобазах, и в прочих местах, где требовался подъем и транспортировка грузов. При создании погрузчика во главу угла была поставлена широкая унификация с грузовыми автомобилями, выпускавшимися в ту пору. Это позволило упростить организацию производства, снизить себестоимость и сделать максимально доступным ремонт. На моделях серии 4045 применялись двигатель и трансмиссия от газовских грузовиков (ГАЗ-51, ГАЗ-52), ведущий мост с колесами заимствован у ЗиЛов (ЗиЛ-164, ЗиЛ-130). Погрузчики серии 4045 продержались в производстве с начала 60-х вплоть до 80-х годов.
Совсем древний прицепной грейдер Д-241А до сих пор используется по прямому назначению, например, чтобы очистить дорогу от снега. Он выпущен Коростенским заводом дорожных машин "Октябрьская кузница" в семьдесят "затертом" году (в прямом смысле затертом, поскольку на заводской табличке последняя цифра года выпуска не читается). Предназначен для эксплуатации в сцепке с тракторами СХТЗ-НАТИ, ДТ-54, Т-74, ДТ-75. Грейдеры серии Д-241 выпускались с конца 40-х и были сняты с производства в 70-е годы. На данном экземпляре железные колеса заменены на пневматические.
14-тонный автогрейдер ДЗ-122А Орловского завода дорожных машин олицетворяет собой дорожную технику позднего СССР. Данная модель выпускалась с середины 80-х годов и до конца 90-х. В былые времена ее ежегодный выпуск превышал 1500 единиц.
Экскаватор ЭО-3323А Калининского (Тверского) экскаваторного завода – самая массовая модель одноковшовых полноповоротных отечественных экскаваторов. Эта 14-тонная машина была запущена в серийное производство в 1990 году. Экскаватор был настолько востребован, что в первые годы после распада Советского Союза его выпуск держался на прежнем уровне – порядка 4000 штук в год. Лишь в 1994 году объемы производства стали снижаться. ЭО-3323А продержался в производстве до 2001 года. Экземпляр, находящийся в Семьянах, изготовлен в 1998 году.
Но наиболее массовыми в СССР были неполноповоротные экскаваторы 2-й размерной группы, производившиеся на базе тракторов Южного машиностроительного завода. В 80-е годы такие экскаваторы делали сразу на трех заводах – в Саранске, Бородянке и в Златоусте. В семьянских запасниках имеется экземпляр образца второй половины 80-х годов на базе трактора ЮМЗ-6КЛ с экскаваторной установкой серии ЭО-2621В.
Сохранившийся до наших дней трактор Т-74 ожидает своего звездного часа, ему еще предстоит реставрация. Этот трудяга выпускался Харьковским тракторным заводом с 1962-го по 1984 год. От предшественника ДТ-54 он отличался более мощным 75-сильным дизелем СМД-14А. Внешне Т-74 разнился от ДТ-54 лишь незначительными элементами, сохранив брутальный дизайн 40-х годов. Т-74, массово работавший в сельском хозяйстве, не менее массово использовался и в строительстве. На его базе выпускалось большое количество разнообразной навесной и прицепной техники – от бульдозеров до погрузчиков, от бурильных машин до траншейных экскаваторов.
Тракторы "Кировец" К-700А/К-701до сих пор исправно выполняют свои обязанности в поле наряду с современными машинами. На своем долгом веку (модель К-700А выпускалась с 1975 года) "Кировцы" были неизменными участниками и сельскохозяйственных, и строительных работ. Еще в начале 90-х К-700А запросто можно было встретить даже в крупном городе, например, с погрузочным оборудованием на уборке снега. Погрузчики, устанавливавшиеся на этот трактор, выделялись очень внушительными габаритами, и сейчас представить такой погрузчик на запруженных машинами городских улицах крайне затруднительно. Кстати, в Семьянах и погрузчик имеется, правда, пока что не в экспозиции, а на приколе.
Еще любопытные экземпляры, тоже, кстати, рабочие – тракторы Т-150К Харьковского тракторного завода. В хозяйстве таких тракторов имеется два. Среди них ранний вариант с характерным дизайном. Ранние Т-150К сейчас уже большая редкость. Напомню, что Т-150К начали выпускать в 1972 году.
Не менее интересны трелевочные тракторы ТДТ-55 Онежского тракторного завода. Эти тракторы выпускались в период с 1966-го по 2003 год. Они зарекомендовали себя не только на лесоразработках, но послужили также основой для бурильных и бурильно-крановых машин, а также для фрезерно-роторных снегоочистителей.
В прошлом тракторы семейства Т-16 Харьковского завода тракторных самоходных шасси были широко распространены в колхозах, в коммунальных и дорожных службах и еще лет 20 назад встречались буквально на каждом шагу. Сейчас их почти не осталось. Тем приятнее было встретить неплохо сохранившийся образец одной из поздних моделей трактора Т-16МГ-У1 1988 года выпуска. Этот трактор среди своих собратьев выделяется необычной компоновкой: мотор сзади, перед ним кабина, а перед кабиной рама, на которую устанавливался кузов либо какое-то специальное оборудование.
Нельзя обойти вниманием еще одну интересную машину – грейферный погрузчик-экскаватор "Карпатец" ПЭА-1,0. Эта универсальная техника, созданная еще в советские времена, способна копать рыхлый грунт, выполнять погрузку (не только грейферным ковшом, но и другими сменными рабочими органами), а также работать в качестве бульдозера. Выпускал такую технику Коломыйский завод сельскохозяйственных машин.
Удивить кого-либо в наши дни волгоградским трактором семейства ДТ-75 образца 1979 года (с квадратной кабиной) вряд ли получится. Эта модель продержалась в производстве три десятка лет и была выпущена в огромном количестве. И на полях, и на стройках эти тракторы изредка еще встречаются. Но пройдет еще лет 5-10, и привычная ДТэшка тоже станет достоянием истории.
То же самое можно сказать и о тракторе МТЗ-82. Какой же это раритет? Таких тракторов полным-полно везде и всюду, они до сих пор выпускаются. Однако обратим внимание на один нюанс – кабину. По сравнению с тракторами более поздних выпусков она меньшего размера и отличается характерным дизайном. Изначально с 1974 года тракторы МТЗ-80 выпускались именно с таким типом кабины, а двумя годами позже в серию пошла с такой же кабиной модель МТЗ-82. Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 с малоформатной кабиной продержались в производстве до начала 90-х годов.
Есть на территории предприятия и другие интересные машины - загрузчик сухих кормов ЗСК-10,0 на базе ЗИЛ-431412, автобус СЕМАР (аналог КАвЗ-685), останки грузового ПАЗ-3742, пожарный ГАЗ-66 АЦ-30(66)-184, барбухай на базе УАЗ-3303 (судя по всему Псковского завода "Гидроимпульс", позднее - "Псковавто"), бортовой ГАЗ-53-12... Возможно что-то есть еще, что я не увидел.
В заключение статьи хочется пожелать руководству сельхозпредприятия "Семьянское" сохранить собранные раритеты и в дальнейшем пополнять свою коллекцию образцами отечественного машиностроения.
Как вам такая коллекция, уважаемые читатели?
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ О МОИХ ИНТЕРЕСНЫХ НАХОДКАХ (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):
Как я нашел советские тракторы в Хорватии. И не только их...
Нашел сразу два редчайших МАЗ-200 в оригинальном состоянии
Обнаружил уникальный Урал-375 с брезентовой кабиной. Показываю
ЛиАЗ-677М, ЛАЗ-695Н или как я съездил в Арзамас за экзотикой
Наш транспорт в Сербии. Правда или миф?
Наши "Метеоры", "Восходы" и "Полесье" успешно работают в Венгрии. Съездил, показываю
Ту-134АК, выпущенный в 1986 году, до сих пор в строю. Я побывал на борту, показываю фотообзор
Такой УАЗик вы вряд ли видели!