После нескольких месяцев задержек 25-й официальный фильм о Джеймсе Бонде наконец-то вышел (в России с 7 октября). “Не время умирать”, эпический (163 минуты!) боевик, в котором агент 007 выполняет одну из своих самых сложных миссий: покончить с эпохой, которая, по мнению большинства людей, дала новую жизнь одному из самых знаковых киногероев всех времен.
Все знают, что это последний фильм с Дэниелом Крейгом в роли Бонда, и поэтому сюжету “Не время умирать” приходится держаться в определенных рамках, создавая ощущение завершенности пути персонажа и даже намекать на будущее шпиона с лицензией на убийство. Также не помешало бы навести порядок в хаосе, оставленном “Спектром”, фильмом, который многие считают разочарованием.
Все это, похоже, тянет вниз “Не время умирать”, которое оживает урывками, обычно благодаря добротным экшен-сценам (здесь мастерство режиссера Кэри Джоджи Фукунаги видно невооруженным глазом). В конечном итоге фильм слишком старается держаться в "безопасных рамках", чувство дежавю будет тревожить вас с первого до последнего кадра. Даже когда он закрывает линии персонажей, которые начались много лет назад, это похоже на фильм, снятый нейросетью, в которую загрузили предыдущими 24 фильмами и запрограммирована на выпуск кассового блокбастера.
Давно прошли те времена, когда новый фильм о Бонде казался перезапуском персонажа и вселенной в целом. ”Не время умирать", больше похоже на модель кинематографической вселенной Marvel, основанную на предыдущих записях, чтобы создать впечатление, что все, что здесь происходит, было спланировано с самого начала. На самом деле вам не обязательно видеть предыдущие четыре фильма, но будет почти невозможно оценить этот, если вы их не видели (особенно “Спектр”).
После очень умной и напряженной вступительной сцены с воспоминаниями, фильм догоняет Джеймса и Мадлен Суонн в Италии, где его наконец убедили пойти посмотреть могилу Веспер Линд. Происходит взрыв. Является ли это намеком на то, что создатели “Не время умирать” собираются взорвать свой фундамент и дать Бонду новое определение? Не совсем, хотя последующие сцены погони и перестрелки - одни из лучших в фильме.
Бонд обвиняет Суонн в том, что произошло в Италии, убежденный, что она предала его, и это приводит к повторению дуги “Скайфолла”, когда Джеймс исчез из поля зрения через пять лет после пролога. Кража смертоносного боевого вируса, который может нацелиться на ДНК конкретного человека, возвращает Бонда в строй, хотя сначала он связался с ЦРУ через Феликса Лейтера (удивительно спокойного Джеффри Райта) и новое лицо по имени Логан Эш (Билли Магнуссен). Его уже успели заменть в МИ-6 новым агентом 007 по имени Номи (Лашана Линч), но Джеймс не доверяет М (Ральф Файнс). Он убежден, что М знает о новой угрозе больше, чем говорит (конечно, он знает), но, по крайней мере, у Бонда все еще есть Q (Бен Уишоу) и Манипенни (Наоми Харрис), помогающие ему за кулисами.
Определенно переполненной команде экспертов по шпионажу со всего мира,на удивление мало что остается, кроме как продвигать сюжет вперед к его неизбежному концу.
У Сейду и Крейга поразительно мало химии, что было проблемой в заключительном акте “Спектра”, что так же сказалось на НВУ. Характер взаимодействия персонажей местами кажется дешевым и манипулятивным. Появляется Ана де Армас, чтобы придать фильму долгожданную новую энергию, только для того, чтобы покинуть фильм через десять минут. Создается впечатление, что это задел на будущие фильмы.
Что касается злодеев, Кристоф Вальц возвращается в роли медленно говорящего Блофельда, но в его сценах нет необходимого напряжения, и они заканчиваются... просто заканчиваются. Серо, сухо без изюминки. А еще есть Рами Малек в роли великолепно названного злодея Люцифера Сафина, еще одного злодея Бонда с сильным акцентом, покрытого шрамами, любителя длинных монологов и "мирового пожара". Невооруженному глазу заметно, как Малек и создатели фильма целенаправленно опираются на классический образ плохих парней Бонда.
Можно сказать, что Сафин - такое явное эхо других злодеев, как будто в следующем фильме "Мстители" был еще один большой фиолетовый парень по имени Чанос/Начос/Тунос. Бонд Крейга заслуживал лучшего последнего врага, того, кто даже не должен был быть введенным в повествование до второй половины фильма.
Вступительная часть плотно оформлена и почти поэтична — даже первый снимок фигуры в капюшоне, идущей по снежному холму, обладает изяществом, которого часто не хватает Бонду. Перестрелка на Кубе движется как танцевальная сцена, где Крейг и де Армас находят ритмы друг друга. Есть захватывающая встреча в туманном лесу. В эпоху, когда было меньше блокбастеров, этих быстрых и интуитивно понятных сцен было бы достаточно, но хочу напомнить...
Когда “Казино Рояль” появилось на сцене в 2006 году, это действительно изменило атмосферу вселенной.
Мифология о Бонде устарела — это была франшиза вашего отца или даже вашего деда, — и Дэниел Крейг дал ей адреналин. Возможно, самый большой удар по “Не время умирать” заключается в том, что здесь нет ничего, что не было сделано лучше в одном из других фильмов Крейга. Для фанатов Бонда, это будет некритично. Ведь разогретые остатки все еще приятны на вкус — и тем более после столь долгого ожидания этого конкретного блюда, — но это не то, что запомнят через несколько лет, поскольку такие фильмы, как “Казино Рояль” и “Координаты Скайфолл”, затмевают нашего НВУ и определяют целую эпоху.
Может быть, все это должно было закончиться пару фильмов назад. Тогда у всех нас было бы время для чего-то нового.
#кино #премьера #искусство #обзор фильма #джеймс бонд