В Республике Беларусь наблюдается последовательное снижение аварийности на дорогах. Этому способствуют организационные меры, принимаемые ГАИ, повышение культуры вождения среди водителей. Парк автомобилей в стране вышел на некоторый стабильный уровень и интенсивность движения в последние годы растет не так заметно.
Взгляд в прошлое. Еще в 2006-2007 году, когда в Республике Беларусь работали над концепцией по снижению аварийности, европейские консультанты отмечали, что в стране не все так плохо. Говорилось, что если с учетом растущего парка автомобилей аварийность удастся сохранить на прежнем уровне, то такой результат будет уже неплохо смотреться на общем уровне.
Вместе с тем в те годы статистика была не такой уж оптимистичной. В среднем за 10 лет показатели жертв были такими:
- Погибших около 16 000 человек;
- Травмированными: около 50 тысяч.
Таким образом, каждые 10 лет с карты Беларуси, по сути, исчезал 1 районный центр. Как известно, в стране 118 районов. Таким образом, только по причине ДТП население Беларуси стремительно сокращалось. Но за последние 15 лет ситуация на дорогах стала заметно лучше.
Статистика ДТП за полгода 2021. Общее число дорожных аварий за период 6 месяцев в стране составило 1 362. Это на 235 ДТП меньше по сравнению с таким же прошлогодним периодом (- 14,7 %).
Несколько улучшились и цифры по пострадавшим в дорожных авариях:
- Погибших 199 человек. Снижение по показателю 16,7 % (на 40 человек меньше).
- Раненых 1 461. Снижение на 13 % или меньше на 218 человек.
Примечательно, что аварийность сократилась во всех регионах, кроме Минска, где увеличение числа аварий составило 15,1 % (на 42 ДТП больше). По числу погибших хуже выглядела Витебская область, где число погибших увеличилось на 4 человека. По числу травмированных хуже ситуация стала в Минске, где раненых было больше на 55 человек.
Нетрезвые водители. С 2016 года в стране в случае повторного задержания водителя в нетрезвом состоянии введена конфискация автомобиля. Это повлияло на ситуацию с пьянством за рулем положительно. За 6 месяцев ДТП с участием нетрезвых водителей сократилось на 56,9 % (до 115). Только в Минске таких аварий было на 2 больше - рост с 9 до 11 ДТП.
В то же время известны случаи, когда в течение года у отдельных «водителей» конфисковывали по 2 автомобиля. Но профилактику пьянства за рулем в стране признают успешной.
Особенности ДТП. Неизменной остается ТОП-4 по причинам дорожных аварий:
- Нарушения при проезде пешеходных переходов: 16 % (от всех аварий). Всего совершено 181 ДТП (- 76), в которых погибли 10 человек и 176 получили ранения.
- Превышение скорости: 13,1 %. Произошло 149 аварий (- 3), в которых погибли 22 человека и 167 получили травмы.
- Нарушение правил проезда перекрестков: 12,7 %. Зафиксировано 144 ДТП (- 27), в которых 10 человек погибло и 176 травмировано.
- Нарушение правил маневрирования: 10,8 %. Всего аварий случилось 123 (+ 2), в которых погибло 9 человек и 129 получило травмы.
Несколько ухудшилась ситуация с детским травматизмом на дорогах. Всего произошло 180 аварий (годом ранее - 171), в которых 11 человек погибло (+ 1) и 184 ранено (+ 5).
В качестве заключения. Конечно, статистика не отражает всю боль таких случаев, поэтому концепция безопасности движения Швеции «нулевой смертности на дорогах» выглядит наиболее перспективной для всех стран.