Конспекты занятий по Пошаговой программе дошкольного образования для детей раннего возраста 1-2 года (блок C4-I)

296 прочитали

Добрый день, уважаемые читатели!

Пошаговая программа дошкольного образования.

Конспекты занятий для детей раннего возраста 1-2 года
Конспекты занятий для детей раннего возраста 1-2 года

Предыдущие шаги (13 - 21) для детей младшего возраста найдёте в этой статье.

Список заданий из блока C4 - I.

Шаг 22-I Сказка "Колобок"

Шаг 23-I Катать шарики

Шаг 24-I Шершавая дорожка Колобка

Шаг 25-I Полянка с цветами

Шаг 26-I Цветы в баночки

Шаг 27-I Насекомые

Шаг 28-I Шарики ложкой

Шаг 29-I "Колобок" (лепка)

Подробные конспекты занятий.

Задания объединяет единая тема "Колобок".

Шаг 22-I Сказка "Колобок". Развитие связной речи, расширение кругозора ребёнка дошкольного возраста путём театрализации сказки.

Уже самому маленькому ребёнку на втором году жизни можно устроить настоящий праздник, доставить немало радости и новых эмоциональных впечатлений, показав кукольный спектакль по сказке «Колобок».

Малыш будет воспринимать кукол как живых, а сам спектакль как яркое действо, даже не понимая поначалу сам смысл сказки.

Но по мере роста личного опыта ребёнка, он начнёт переживать за Колобка и других героев сказки (при последующих показах сказки), эмоционально воспринимать всё происходящее, искренне радоваться и печалиться.

Когда Колобок катится по лесу, от одного встреченного зверя до другого, сопровождайте его путь песенкой:

"Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок.
Надоело мне лежать,
Захотел я убежать.
Побегу я в тёмный лес,
Полный сказок и чудес!
Побегу я в тёмный лес,
Полный сказок и чудес!"

* * * * * * *

►►► 👉 Для любознательных родителей. 🙋‍♂️👱‍♀️

Для полноценного развития личности ребёнка дошкольного возраста его необходимо периодически водить в кукольный театр (с 3-х лет) или радовать показом кукольных спектаклей в домашних условиях.

Для этого достаточно натянуть самодельную ширму между стульями или отгородить куском ткани на верёвочке угол комнаты, а также приобрести кукол-петрушек (перчаточных кукол) для показа соответствующей сказки.

Кукол для кукольного спектакля можно изготовить и самостоятельно. Для этого необходимо сшить нарядные перчатки-костюмы для кукол из ярких тканей, а «головы» взять от настоящих игрушек или сделать из папье-маше (головы бабушки, деда).

Куклы для театрализации сказки "Колобок".
Куклы для театрализации сказки "Колобок".

Более старших дошкольников можно подключать к изготовлению кукол и декораций, к участию в представлениях.

А куклы могут продолжить свою жизнь и после спектакля – могут «приходить в гости» к ребёнку в нужные моменты: участвовать в играх, проводить занятия, успокаивать плачущего.

Значение кукольного спектакля для развития дошкольника

Значение кукольного спектакля для развития маленького ребёнка трудно переоценить.

Захватывающее театральное зрелище подталкивает ребёнка к пониманию диалогов, возникающих между героями, к запоминанию новых слов и образных выражений, которыми богаты все русские народные сказки, к желанию самому пересказывать увиденное (даже малообщительный ребёнок старается рассказать о том, что ему особенно понравилось).

При пересказе возникает необходимость использования не только диалогической, но и монологической речи, упражнения в использовании разнообразных грамматических форм, чему весьма способствует структура русских сказок, представляющая из себя цикличное повторение одного и того же действия (Мышка прибежала, Заяц прибежал).

Просмотр спектаклей позволяет значительно расширить кругозор дошкольников - получить много новых представлений о предметах и явлениях окружающего мира и закрепить уже имеющиеся знания о мире.

Несмотря на то, что дети знакомятся с каждой сказкой многократно и в разных вариантах: при чтении книжки взрослыми, театрализации сказок в домашних условиях, посещении кукольного театра, в предлагаемой технологии я рекомендую оптимальное использование каждой сказки для развития дошкольника. Так сказку «Репка» хорошо показывать в плоскостном варианте (театр картинок), «Колобок» - в виде кукольного спектакля (с куклами-петрушками), сказка «Теремок» прекрасно воспринимается детьми с конусными куклами на магнитах (магнитный театр), «Три медведя» - сказка незаменима в сочетании с конструированием элементов дома медведей: стен, мебели.

Шаг 23-I Катание шариков в ладонях. Развитие мелкой моторики дошкольника, обучение формообразующему движению (круговым движениям ладошек)

Покажите ребёнку знакомый яркий домик с закрытыми ставнями, постучите в них: «Тук-тук, кто тут?» и тихонько спойте (из-за домика): «Я весёлый Колобок, у меня румяный бок…».

Пусть ребёнок догадается, кто пришел к нему в гости и сам откроет ставни.

Формирование круговых движений ладоней
Формирование круговых движений ладоней

Колобок поздоровается, споёт ещё раз песенку и скажет, что принёс с собой корзинку с маленькими Колобками – деревянными шариками диаметром 3-4 см.

Он предложит ребёнку поучиться катать эти колобки, как катала Колобок Бабушка, когда стряпала.

Возьмите один колобок в руки и покатайте круговыми движениями его в ладонях: вначале по часовой стрелке, а затем – против часовой стрелки. Во время катания приговаривайте:

«Я катаю Колобок,
У него румяный бок».
"Я катаю колобок..."
"Я катаю колобок..."

Затем дайте возможность ребёнку покатать любые колобки из корзинки, которые ему больше понравятся.

Кроме того, покатайте колобок «на двоих» с ребёнком: одна рука малыша – другая взрослого. Таким образом проработайте обе ладошки малыша.

Учите ребёнка сопровождать катание колобка с произнесением слов: «Я катаю колобок…». Это будет способствовать развитию речи и осознанию собственного «Я» на этапе раннего детства.

Шаг 24-I. Шершавая дорожка Колобка. Стимулирование нервных окончаний на кончиках пальцев, развитие тактильных ощущений дошкольника путём использования картинок с деталями из шершавой бумаги.

Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги «извилистую дорожку» и наклейте её на картонку размером 10 х 15см. В начале дорожки наклейте Колобка из цветной бумаги.

Покажите ребёнку картинку, вспомните как Колобок катился по дорожке и напевал песенку, а затем проведите вначале своим пальцем, а затем и пальчиком ребёнка по дорожке. Предложите ребёнку повторить движение пальчиком по дорожке несколько раз.

Извилистая дорожка для Колобка.
Извилистая дорожка для Колобка.

На кончиках пальцев находятся нервные окончания, связанные с расположенными в мозгу центрами речи, поэтому их стимулирование при проглаживании шероховатых поверхностей будет способствовать развитию речи.

Шаг 25-I Полянка с цветами. Развитие мелкой моторики у ребёнка, формирование координированного взаимодействия "глаз-рука".

Невысокую коробку средних размеров оклейте зелёной тканью или цветной бумагой зелёного цвета - это будет «полянка».

Затем в коробке прорежьте несколько рядов дырочек, диаметром чуть больше диаметра карандаша - отверстия для "посадки цветов". Сами цветы вырежьте из цветной бумаги четырёх основных цветов (красного, желтого, синего и зелёного) и насадите на неотточенные простые карандаши с помощью клея.

Другой вариант изготовления данного развивающего пособия. Используйте не карандаши, а палочки для мороженого. Тогда и отверстия в коробке нужно делать не круглыми, а в форме небольших узких прорезей.

Ребёнку предложите "посадить цветочки" на полянку, вставляя "стебли" цветов в отверстия.

Развивающее пособие для дошкольников: полянка с разноцветными цветами.
Развивающее пособие для дошкольников: полянка с разноцветными цветами.

Это очень непростое задание для малыша – попасть кончиком карандаша-«стебля» в нужное отверстие, но очень полезное для развития координированного взаимодействия глаз и руки малыша.

Шаг 26-I Цветы в баночки. Сенсорное развитие ребёнка, формирование навыков группировки предметов по цветам.

Раскладывание цветов по разноцветным баночкам.
Раскладывание цветов по разноцветным баночкам.

Покажите ребёнку красивые баночки (оклеенные цветной бумагой банки из-под кофе), и вместе с ребёнком раскладывайте цветы ( из предыдущего задания №25) по этим банкам, используя слова "такой же", "такого же цвета".

Само название цвета "красный", "синий" использовать не нужно.

Используйте приём "приложение", прикладывая цветы к самой баночке, показывая, что цвет цветка совпал/не совпал с цветом этой банки.

Шаг 27-I Насекомые на цветок, листок, ягодку. Развитие мелкой моторики ребёнка в процессе действий по захватыванию спичек.

►►► Об этом пособии читайте отдельную статью:

Использование обычных спичек для развития мелкой моторики. Следуем советам великой Марии Монтессори

Развивающее пособие "Насекомые"
Развивающее пособие "Насекомые"

Шаг 28-I Шарики ложкой. Развитие согласованных взаимодействий между глазами и рукой при вынимании шариков ложкой из ёмкости

Возьмите две большие миски (салатницы), в одну положите с десяток шариков (пластмассовых теннисных или деревянных), а другая пока пусть остаётся пустой. Возьмите деревянную ложку и покажите, как можно «поймать» ложкой шарик и перенести в другую чашку.

После этого дайте ложку в ручку малышу, пусть он сам попытается сделать то же самое.

Перекладывание шариков из ёмкости в ёмкость.
Перекладывание шариков из ёмкости в ёмкость.

* * * * * * *

►►► 👉 Для любознательных родителей. 🙋‍♂️👱‍♀️

Действуя с ложкой, ребёнок осваивает орудийное действие, при котором ложка является орудием - продолжением руки.

До орудийных действий ребёнок владел только предметно-манипулятивными действиями - то есть использовал предмет не по прямому назначению: той же ложкой мог просто стучать по столу, по игрушкам и т.д.

Координировать действия руки с ложкой - очень непростая задача для малыша, потому что он едва только научился ориентироваться при выполнении действий на пальцы своей руки.

Чуть позже – ребёнок может ловить шарики, плавающие в небольшом количестве воды, налитой в миску.

! Соблюдайте меры предосторожности, так как миска вместе с водой и шариками может оказаться на полу!

Более сложным вариантом данного задания является доставание шариков из прозрачной посуды маленькой ложкой-поварёжкой.

Шаг 29-I "Колобок" (лепка). Формирование навыков работы с пластилином: разминания твёрдого куска пластилина до мягкости, лепка шарика путём раскатывания куска пластилина в ладонях.

Взять кусочек пластилина желтого цвета, дать ребёнку потрогать его и сказать, что он твёрдый, не готовый для лепки.

Покажите, как нужно разминать этот кусочек, делать податливым для лепки.

После того, как пластилин стал мягким, показать формообразующие круговые движения (как в задании № 23) ладонями. Слепить круглый шарик - Колобок.

На готовом шарике с помощью палочки-стеки или карандаша сделать вмятинки - глаза и рот.

Лепка Колобка.
Лепка Колобка.

Усложнённый вариант лепки. Слепив шарик, спросить ребёнка: "Что нужно сделать, чтобы Колобок мог увидеть дорожку в лесу, Зайчика, Волка и т.д.?".

Ответ: "Глазки". Помогите приложить в нужное место маленькие, заранее скатанные шарики синего цвета.

Вопрос ребёнку: "Что нужно сделать, чтобы Колобок стал весёлым?"

Помогите приложить в нужное место тоненькую красную колбаску для изображения рта, изогнув её полукругом: Колобок улыбается.

Колобок улыбается.
Колобок улыбается.

Дайте возможность малышу дополнить работу любыми другими деталями. Ребёнок может прилепить нос, уши, шапочку, ноги, а также траву, грибки - не останавливайте творческие порывы ребёнка.

Переходим с детьми 5-6 лет на Шаг 46 в следующей статье.

Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!

►►► Эти статьи могут заинтересовать вас:

В чём смысл сказки «Колобок»? Полезно прочитать всем взрослым

Как содержание льва в семье Берберовых привело к трагедии. Антология нападений хищников на людей в зоопарках и цирках

Тигр откусил младенцу палец в парке "Тайган". Составляю антологию случаев нападения животных на людей в зоопарках и цирках

Пятилетнему внуку Мише нашли увлекательную компьютерную игру для закрепления навыков чтения

"Хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу", - говорил великий педагог Ушинский. Но где эту природу взять?