После падения центральной власти в Сарае и уничтожения оставшихся Золотая Орда благополучно распалась на Синюю Орду в Поволжье и Мамаеву Орду, центром которой стал Крым. Умная политика, выгодное географическое положение и воинственное население позволило Мамаевой Орде не только сохранить свое единство, но и превратиться в сильнейшее государство на территории бывшей Золотой Орды, горячо "любимое" всеми своими ближними и дальними соседями.
На протяжении столетий Крымский полуостров был настоящим котлом истории, за овладение которым боролись все его ближние и дальние соседи. В XIII веке, казалось, судьба Крыма была предопределенна: он целиком перешел в собственность татарской Золотой Орды, только на его южном берегу появились генуэзские колонии, которые итальянцы получили от Латинской империи в уплату долга, но в 1358 году был убит последний полновластный хан Золотой Орды Бердибек и принадлежность Крыма опять оказалась под вопросом, но зять Бердибека Мамай сумел удержать Крым под своим контролем, а позже - и создать там собственное ханство (парадокс - в дальнейшем прямые потомки Мамая князья Глинские станут наиболее непримиримыми и последовательными врагами Крымского ханства).
После поражения Мамая в Куликовской битве Крым тоже захлестнула волна анархии, его территорию регулярно опустошал внешний враг: то Большая Орда, то Великое княжество Литовское. Закончилось это только в 1427 году, когда один из потомков крымских улусбеков Хаджи-Гирей захватил власть в Бахчисарае и обьявил о создании независимого Крымского ханства, но полностью независимым оно было очень недолго: в 1475 году к берегам Крыма подошел турецкий флот, после чего крымский хан признал себя полным вассалом турецкого султана и оставался им на протяжении 300 лет.
Крымское ханство представляло собой уникальное государственное образование, предельно отсталое в области экономики и передовое в области государственного управления. Экономически Крым претерпел чудовищный регресс, превратившись из феодального государства в рабовладельческое, где даже сформировалась иерархическая лестница, на вершине которой стояли воины - татары, а позже и ногайцы, ниже шли свободные земледельцы и ремесленники, в большинстве своем христиане, а в самом низу стояли рабы, которых крымские татары пригоняли со всей Восточной Европы как для использования в своем хозяйстве, так и для продажи, что делало Крымское ханство опасным противником. В то же самое время в политическом отношении Крымское ханство представляло собой самый настоящий доминион, пользовавшийся известным самооуправлением, ему даже прнадлежали такие полуколонии, как Молдавское княжество и Ногайская Орда, но внешняя политика ханства была целиком под контролем Турции, а на южном берегу Крыма были расположенны турецкие военные базы.
На XV-XVI века пришлось время расцвета Крымского ханства, его армии доходили до Вильнюса, а что касается Киева и Москвы, то их крымские татары регулярно сжигали дотла, но в XVII веке Крымское ханство начало угасать: основной поставщик рабов Русское царство наладило эффективную систему обороны своих границ, а донские и запорожские казаки сами стали регулярно ходить на Крым войной, платя Крымскому ханству той же монетой за учиненные бесчинства. Следующий, XVIII век, стал веком конца Крымского ханства, в 1736 году русская армия под командованием Бурхгарда-Христофора Миниха взяла штурмом и сожгла столицу ханства Бахчисарай, а после русско-турецкой войны 1768-1775 годов Крымское ханство стало протекторатом России, но и такое оно сохраняло опасность для России, ведь европейские державы всеми силами пытались завладеть Крымом, для чего подначивали антирусских мятежников и активно помогали им деньгами и оружием. Дабы не допустить утраты с таким трудом взятого выхода в Черное море, было решено окончательно присоединить Крым к России, причем генерал-губернатор Новороссии князь Григорий Потемкин сделал это тихо и элегантно, организовав переселение крымских христиан, в результате чего экономика ханства окончательно встала и крымскому хану Шахин-Гирею ничего более не оставалось, как сбыть свое ханство русским и бежать в Турцию, где его вскоре отравили по приказу султана, а на карте России появилась новая, Таврическая, губерния.