Найти тему
Москва памятная

Ваганьковское кладбище. Владимир Высоцкий и другие русские Гамлеты похороненные на старинном московском некрополе

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Наверное, нет в мире ни одного человека, который не слышал бы историю о Гамлете, принце Датском главном герое одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Более 400 лет эта пьеса идет на сценах театров всего мира, и нет на земле актера, который не мечтал бы об этой роли.
По словам Владимира Семеновича Высоцкого «Это — высшая роль, о которой может думать актёр» и как мы все с вами помним, именно Высоцкий стал одним из лучших Гамлетов 20-го века не только на русской, но и мировой сцене. Конечно, он не был первым и естественно последним артистом воплотившим образ принца Датского. Таких за четыре века были сотни, а может быть и тысячи и каждый видел в Гамлете, что то свое. А известно ли вам, мои уважаемые читатели, что на Ваганьковском кладбище, кроме Высоцкого похоронено еще несколько прекрасных актеров выходивших на сцену в этой же роли? Давайте сегодня поговорим о них.

Мочалов Павел Степанович (1800 -1848)

НИКОЛАЙ НЕВРЕВ. "Мочалов среди почитателей"
НИКОЛАЙ НЕВРЕВ. "Мочалов среди почитателей"

Великий русский актер первой половины 19-го века. Премьер Императорского Малого театра.
Родился в Москве в семье крепостных актеров игравших в домашнем театре помещика Н.Н. Демидова. В 1806 году родители получили вольную и статус актеров Императорских театров.
Вполне естественно, что Павел Мочалов и его сестра с детства готовили себя к актерской карьере.
Павел получил весьма неплохое по тем временам образование в одном из лучших частных учебных заведений Москвы— пансионе Терликовых, а в 17 лет состоялся его театральный дебют.
Произошло это на сцене казенного Театра на Моховой. Вот что писала по этому поводу газета «Московские ведомости»

«Во вторник 4 сентября 1817 года представлена будет: «Эдип в Афинах», трагедия в 5 действиях, в стихах, с хорами, сочинения г. Озерова, в коей роль Полиника будет дебютировать в первый раз г. П. Мочалов, сын актера г. Мочалова.»

Каких либо достоверных сведений о том, как прошёл спектакль, не сохранилось, но во всех биографиях актера сказано, что успех был весьма обнадеживающий. Во всяком случае, актерская судьба Мочалова-младшего складывалась весьма удачно и когда в 1824 году, наконец, открыл свои двери Императорский Малый театр, Мочалов занял в нем место премьера.

22 января 1837 года на сцене Малого театра состоялась премьера «Гамлета» в переводе Н. А. Полевого с Павлом Мочаловым в главной роли. Собственно с этого спектакля началась история трагедии Шекспира в России. До этого имели место постановки на уровне любительских труп. Например, известна постановка пьесы в переводе Сумарокова силами воспитанников сухопутного шляхетского корпуса. Здесь же все было серьезно. Вот что писал об игре Мочалова знаменитый критик В.Г. Белинский

«…он придал образу гораздо более силы и энергии, нежели сколько может быть у человека, находящегося в борьбе с самим собою и подавленного тяжестью невыносимого для него бедствия, и дал ему грусти и меланхолии гораздо менее, нежели сколько должен её иметь шекспировский Гамлет»

В том же году «Гамлет» был поставлен в Александринском театре Санкт Петербурга, а затем начал победоносное шествие по всем Российским театрам. Павел Мочалов продолжал играть в Малом театре, а так же много гастролировал по России.
В 1848 году во время возвращения в Москву из Воронежа, где артист находился на гастролях, произошёл несчастный случай— его карета провалилась под лёд. В результате Павел Степанович сильно простудился и скончался через несколько дней после возвращения в Москву.
Говорят, что в последний путь на Ваганьковское кладбище его провожала толпа в несколько тысяч человек.
Могила первого Русского Гамлета находится на 9-м участке.

-3

После Мочалова в Малом театре Гамлета играли такие известные актеры , как Л. Л. Леонидов, А. П. Ленский, И. В. Самарин, Н. Е. Вильде, А. И. Южин.
Были спектакли и в других московских театрах, но по настоящему ярким театральным событием стал спектакль МХТ 1911 года поставленный Станиславским, где в рли Гамлета блистал великий Василий Качалов

-4

Одна из наиболее значительных постановок Гамлета в советском периоде была осуществлена в 1924 году во втором МХАТ в 1924 году режиссёрами В. С. Смышляевым, Татариновым и А. И. Чебаном, в роли Гамлета выступил Михаил Александрович Чехов, племянник великого русского писателя.

-5

В 1954 году режиссёр Московского театра имени Маяковского Н. П. Охлопков поставил своего Гамлета главную роль в котором доверил одному из популярнейших на тот момент актеров

Самойлов Евгений Валерианович (1912-2006)

-6

Советский и российский актер театра и кино. Народный артист СССР. Отец актрисы Татьяны Самойловой, исполнительницы главной роли в фильме «Летят журавли»

Звезда советского кинематографа 30-х 40-х годов прошлого века. Начал сниматься в 1936 году. Всенародную славу ему принесли роли в фильмах «Щорс», «Светлый путь», «Сердца четырех», «В шесть часов вечера после войны» и другие.
Начиная с середины 50-х ,в кино снимался мало, в основном в эпизодических ролях, но много играл в театре.
Гамлет в его исполнении был, пожалуй, самым русским, эдаким вечным искателем правды и справедливости.

В дальнейшем Евгений Валерианович много и плодотворно работал в том же театре имени Маяковского , а с 1968 почти до конца жизни выходил на сцену Малого театра.
Скончался в феврале 2006. Похоронен на Ваганьковском кладбище 25 участок.

-7

Ещё один «Гамлет» о котором мне сегодня хотелось бы вспомнить, это история принца Датского сыгранная в 1977 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (нынешний «Ленком»).

Солоницын Анатолий Алексеевич (1934—1982)

-8

Советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.
Родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковского края.
В 1955 году Анатолий Солоницын едет в Москву, что бы поступить в ГИТИС, однако не проходит по конкурсу. Неудачей заканчиваются и следующие две попытки. Отчаявшись покорить Москву, молодой человек едет в Свердловск, где его тут же принимают в только что открывшуюся студию при местном драматическом театре.
Окончив учёбу, был принят в штат Свердловского драмтеатра. В 1963 году дебютировал в кино. Работавший тогда на Свердловской киностудии молодой кинорежиссер Глеб Панфилов пригласил актера на главную роль в свой первый фильм «Дело Курта Клаузевица».
В 1964 году, в журнале «Искусство кино» был опубликован сценарий фильма «Андрей Рублев», который готовился снимать Андрей Тарковский. Солоницын едет в Москву находит там Тарковского и уговаривает попробовать его на главную роль. После проб режиссер утверждает никому неизвестного, провинциального актера на роль великого иконописца.

Люди, знавшие Анатолия Алексеевича и принимавшие участие в работе над фильмом говорили, что он не играл Рублева. Он просто стал им. Во время съемок он вел аскетический, монашеский образ жизни, четыре месяца не разговаривал, потому что его герой принял обет молчания, оставил работу в театре, что бы полностью сосредоточится на съемках.

Анатолий Солоницын – Андрей Рублев, Николай Бурляев-Бориска.
Анатолий Солоницын – Андрей Рублев, Николай Бурляев-Бориска.

С тех пор Андрей Тарковский приглашал Солоницына на съёмки всех своих фильмов. Анатолий стал для Тарковского своеобразным талисманом. Даже если не было подходящей, Тарковский её выдумывал. Так, например в «Зеркале» появился прохожий.
В декабре 1976 года Андрей Тарковский начинает репетиции своей постановки «Гамлета» на сцене московского Театра имени Ленинского комсомола. Он приглашает Солоницина на роль Гамлета в спектакле. Офелию играла Инна Чурикова.
Эта постановка была неоднозначно встречена и критикой, и публикой. Она вызвала большие споры и, безусловно, интерес, переходивший в ажиотаж. Зрители после спектакля не были единодушны. Одни искренне восхищались, другие категорически не принимали. Спектакль получился провокационным и вскоре был снят с репертуара, официально по причине беременности Чуриковой.
Гамлету-Солоницыну бросили в упрёк, что он «какой-то вялый, слишком заземлённый, не борец, ну а больше всего критику ужасало, что монолог “Быть или не быть?” Гамлет произносил лёжа на боку, на помосте.

После этого Анатолий Солоницин в театре больше никогда не играл, полностью сосредоточившись на съемках в кино.
Нужно сказать, что снимали его много и охотно. Сразу после «Андрея Рублева» Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб — на роль командира продотряда в «Анютиной дороге». Он снимался у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Сергея Герасимова в «Любить человека», Никиты Михалкова в «Своем среди чужих», Ларисы Шепитько в «Восхождении» и многих других. За роль Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» он получил приз Берлинского кинофестиваля.

Скончался Анатолий Солоницын 11 июня 1982 года от онкологического заболевания. Похоронен на 37 участке Ваганьковского кладбища. На надгробном памятнике он представлен в образе своего лучшего киногероя Андрея Рублева.

-10

Вот такая интересная компания Гамлетов подобралась на Ваганьковском кладбище. А что вы думаете по этому поводу. Может быть, кому то из вас посчастливилось видеть кого-то из этих замечательных актеров на сцене? Буду рад, если захотите поделиться впечатлениями.

Прежде чем пожелать вам всего доброго хочу сообщить, всем кого интересует история нашей страны, что я запустил на Дзене новый проект

«Кремлион». История русских правителей от Владимира Ясно Солнышко до Владимира Владимировича Путина.

Приглашаю всех желающих. Ну а пока всего доброго и до скорой встречи.