Найти в Дзене

Перемены от Германии до Японии

Выборы в российскую Госдуму прошли, и уже скоро будет объявлен состав VIII созыва нижней палаты парламента. Для руководства России этот созыв особенный – он будет законодательно обеспечивать грядущий транзит власти. А пока можно почитать текстовую расшифровку подкаста с Екатериной Шульман и Алексеем Макаркиным о том, что последние выборы говорят о российском обществе.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Выборы прошли не только в российский парламент, но и в германский бундестаг. Там разница между двумя старыми большими партиями — социалистами и христианскими демократами оказалась меньше, чем ожидалось и ни та, ни другая партия не получили парламентского большинства. Создавать очередную «большую» коалицию ни социалисты, ни христианские демократы не намерены, что гарантирует место в большинстве для «зеленых» и либералов из СДП. Пока партии не договорятся они не смогут избрать канцлера.

Иначе выборы главы правительства устроены в Японии. Там премьер-министра избирает правящая партия. И, по ее мнению, страна сейчас нуждается в осторожной преемственности, а не в кардинальных переменах. Поэтому новым премьером стал не популярный среди общества бывший министр иностранных дел Таро Коно, а консервативный потомственный политик Фумио Кисида. Джеймс Браун уверен, что теплых отношений между Россией и Японией при Кисиде ждать не приходится, но впадать в отчаяние тоже не стоит. У нового премьера есть и положительные для России стороны – о них читайте в статье.

Одна из неприятных для Москвы сторон нового премьера Японии в том, что Кисида – сторонник Четырехстороннего диалога по безопасности Quad между Японией, США, Индией и Австралией. Хотя роль этого аморфного формата с очень ограниченным функционалом падает с появлением на международной сцене AUKUS – нового австралийско-англо-американского союза. AUKUS похожа на попытку найти современную альтернативу НАТО. Но важно понимать, что снижение роли НАТО не соответствует российским интересам, если ей на смену придут конструкции типа AUKUS. Решения, исходящие от НАТО, могут быть малоприятными для Москвы, но они, как правило, последовательны и предсказуемы. А вот от облегченных структур типа AUKUS можно ждать любых импровизаций, считает Андрей Кортунов.

Вернемся в Европу, где цены на газ превысили $1000 за тысячу кубометров. Энергетический эксперт Сергей Капитонов объясняет, в чем причины такого взлета цен. Нынешняя турбулентность газового рынка – это во многом и заслуга, и беда самой Европы. Заслуга – потому что за последние 15 лет европейцы сами выстроили такую модель ценообразования, которая обеспечивает низкие цены, когда спрос на газ низкий, как это было, например, в прошлом году из-за коронавируса. Беда – потому что та же самая модель приводит к тому, что цены на газ взлетают, когда спрос оказывается высоким.

Также на Carnegie.ru: исследование Андрея Колесникова и Дениса Волкова «Мадам де Помпадур в Москве. Опыт систематизации рисков для российской политики».