За последние дни талибы подверглись сразу двум серьезным атакам. За одной из них стоят боевики «ИГ»*. А кто в ответе за второе нападение?
Вчера телеканал Kabul News сообщил, что боевики «Исламского государства»* заманили в засаду отряд талибов и уничтожили, как минимум, 17 бойцов противника. При этом потери «ИГ»* всего 3 человека.
Перевод
В ходе столкновений между Талибаном и ИГИЛ в районе Аргандаб Забул были убиты 17 боевиков движения «Талибан».
Талибы отрицают факт нападения, но его подтверждают другие независимые источники. Казалось бы, что тут такого? Война есть война. Но, видимо, «Талибан»* коробит то, что его солдаты попали в засаду и погибли в самом сердце пуштунских земель, их неприкасаемой вотчине – провинции Забул. Буквально на днях они открыли там центр военной подготовки своих военнослужащих и набрали первый призыв из 400 курсантов. И тут такой казус…
Но нам гораздо интереснее другой теракт, произошедший сегодня в городе Чарикар – столице провинции Парван. Тут произошла серия мощных взрывов, в которых «Талибан» потерял 4 бойцов убитыми и двух раненными. Информагентство Afghanistan International сообщают, что сразу после взрывов началась ожесточенная перестрелка между талибами и неустановленной боевой группой. Напомню, что раньше Панджшерское ущелье являлось частью Парвана.
Так кто же стоит за боем в Чарикаре? Эксперты разошлись в мнениях. Одни утверждают, что «Талибан»* вновь атаковали боевики «ИГ»*. Вторые полагают, что нападение на талибов совершили бойцы Фронта сопротивления Панджшера. Я склоняюсь к мнению, что правы вторые. Позиции «ИГ» в этой провинции слабые, а вот Ахмад Масуд-старший наоборот пользовался здесь огромным уважением. Национальное большинство в провинции Парван составляют таджики, причем у многих из них родственники в Панджшере. Для Ахмада Масуда-младшего сейчас крайне важно продемонстрировать мировому сообществу, что его влияние не ограничивается только ущельем, но и распространяется на большие города всего в 70 км. от Кабула. Важно продемонстрировать боеспособность Фронта сопротивления. Потенциально огромное стратегическое значение имеет военный аэродром в Баграме, расположенный в провинции Парван неподалеку от места боев. Если бы Масуду удалось сплотить национальные меньшинства, организовать действительно мощный очаг сопротивления и захватить бывшую главную базу ВВС в Афганистане, то можно было бы смело говорить о возрождении «Северного альянса».
Но есть и третий вариант. Провокация. Если талибы (не исключаю, что при поддержке ВВС Пакистана) в ответ на взрывы Чарикаре атакуют теплящиеся очаги сопротивления в Панджшере, то это будет напоминать советскую операцию «Тайфун», проведенную ОКСВА в январе 1989 года. Напомню, что за месяц до вывода советских войск из Афганистана Наджибулла умолял правительство СССР нанести мощный удар по таджикским отрядам Ахмада Масуда-старшего, чтобы ослабить одного из своих главных конкурентов в борьбе за власть. Горбачев, как говорят по подсказке Шеварнадзе, не прислушался к доводам военных и принял политическое решение атаковать Масуда всей мощью советской артиллерии и авиации. Решение мотивировалось необходимостью нанесения по душманам упреждающего удара, дабы они не помешали спокойно выйти нашим войскам. И это несмотря на существовавшие соглашения с Масудом о ненападении во время выхода из Афганистана.
Из воспоминаний Героя Советского Союза генерал-полковника Валерия Востротина, командовавшего в Афганистане 345-м отдельным парашютнодесантным полком:
На тот момент они нам не были друзьями. Они сегодня наши друзья, а тогда они были нашими врагами. Но в той ситуации вероломно бить беззащитного противника — это был реальный удар в спину! Нам, профессионалам, была поставлена задача уничтожить вооруженные отряды Ахмад Шаха. Но мы не могли выполнить ее себе в ущерб — вызвать их на дуэль. Мы просто знали их график работы, места расположения их постов и места их ночной дислокации. И тогда за тридцать минут до того, когда они вылезут из своих нор и станут пить чай, по всем этим точкам нанести сумасшедшие артиллерийский и авиационный удары. Все цели на моем участке у меня на карте были обозначены. И так сделал каждый командир. Мы их просто подло уничтожили.
При всем огромном уважении к генералу, не понимаю, почему таким образом нельзя было уничтожить отряды Масуда раньше – в самый разгар войны? Вряд ли операция «Тайфун» нанесла сокрушительный урон Масуду. О его потерях доподлинно не известно, зато известно о тысячах пострадавших таджиков. Согласно воспоминаниям генерал-полковника Михаила Соцкова афганские женщины выходили на дорогу и бросали под колеса и гусеницы уходящих советских бронемашин своих мертвых детей…
Сейчас ситуация повторяется. Президент Таджикистана и глава МИД Пакистана договорились о проведении переговоров между талибами и Масудом. Пресс-служба Фронта сопротивления сообщала, что представители Масуда уже побывали в Душанбе, чтобы обсудить этот вопрос. Если на фоне намечающихся переговоров, «Талибан»* вновь начнет зверствовать в Панджшере, то переговоры будут провалены, а мирное население вновь понесет потери. Такая вот версия.
P.S. Подписываемся, ставим лайки. Впереди нас ждет много интересного.
* «Талибан» и «ИГ» признаны Верховным судом Российской Федерации террористическими, экстремистским организациями, их деятельность запрещена на территории России.
Илья Гусаров