3ьего сентября 2021 года в Москве на проспекте Мира прошло открытие мемориальной доски, посвящённой памяти Скороходова Д. В. - главного криптографа системы опознавания России "Свой-чужой". Это событие не освящали ведущие СМИ, ведь Дмитрий Всеволодович был при жизни человеком неизвестным. Мемориальные доски у нас обычно вешают в память о знаменитых артистах, а тут учёный с самой высокой степенью секретности.
Но ведь не артистами едиными жива наша цивилизация.
Мемориальную доску открывала дочь учёного актриса и драматург Елена Скороходова. Она рассказывала через какие перипетии пришлось пройти:
- Папа не артист. О том, что ему принадлежит формула Системы, я узнала только на его поминках.
Вы, кстати, знаете, что такое "Свой-чужой"? Я до папиных похорон не знала. Вот, например, летит самолёт (или плывёт подводная лодка). Как определить наш он или вражеский, чтоб его случайно не подбить? Для этого в наши самолёты размещают приборчики, которые закодированы единой формулой. Важно, чтобы эту формулу враг не разгадал, иначе он сможет маскироваться под своего. А формулу эту, оказывается, придумал мой Папа!
И меня это настолько потрясло, что я не могла с этим жить. Как же так, человек столько сделал для страны, а его никто не знает, будто и не было его. Так сама собой материализовалась идея повесить мемориальную доску. Но от идеи до воплощения был очень тернистый путь. Сначала нужно было понять к кому обращаться? Я металась от одного депутата к другому и, наконец, меня вывели на департамент культурного наследия.
- Ну кто такой Ваш папа? - сразу же огорошила меня там секретарь департамента. - Вот Зыкину все знают, Кобзона - все знают...
Слышать такое было больно. Я глотала слёзы и даже сжимала кулаки. Но ничего - выдержала. И начала собирать документы.
Сначала надо было доказать, что папа реально был криптографом Системы. Это было давно, многих уж нет, область секретная, но всё получилось. Папина работа (разработчики) и Министерство Обороны прислали подтверждения. Правда, исполнители (где ковали приборчики на основе папиной формулы) не захотели ничего говорить о папе. Полвека назад они выпихнули его из списка на госпремию. Изначально он был в списке вторым. До сих пор помню, как орала и рыдала моя мама по этому поводу. Но ничего, папиных заслуг хватило и без госпремии. Комиссия вынесла вердикт: достоин доски. Но только внезапно приказали вешать её на папиной работе.
Оп-ля! Там секретное предприятие. Даже проходная утоплена вглубь. Обычные прохожие эту доску не увидят, куда её ни повесь. Я была в отчаянии, потому что положительное решение у меня вроде есть, а смысла в нём никакого. Начала метаться. М. С. Цивин подсказал мне тогда правильный путь. И я по нему прошла, доску было решено вешать на наш дом.
Но тут начался второй этап - утверждение дизайна.
В самом начале этой затеи я обратилась к известному театральному художнику Григорию Белову.
Гриша - друг нашей семьи, хорошо знал папу. И он придумал очень интересную концепцию. Мне она нравилась 100%.
Мы не могли использовать в дизайне реальную формулу, даже её часть. Но есть формула, которую создал Бог. Это последовательность Фибоначчи! В ней каждый последующий член равен сумме двух предыдущих.
В последовательности Фибоначчи отношение двух соседних членов (если последующий разделить на предыдущий) стремится к так называемому "Золотому сечению". Ещё его называют "Божественной пропорцией". Вселенная, атомы, люди, устройство лица, человеческого тела, - всё подчинено пропорции "Золотого сечения". И она тоже отделяет гармоническое от негармонического аналогично тому, как СВОЁ отделяется от ЧУЖОГО в Системе. Так ряд Фибоначчи стал символом секретной формулы в дизайне нашей мемориальной доски.
Ещё Гриша поместил туда лицо папы и тень от его головы, что также должно символизировать: СВОЁ (лицо) и ЧУЖОЕ (тень). Золотые окружности - это волны, посредством которых идёт считывание, определение и отделение СВОЕГО от ЧУЖОГО. Их диаметры тоже не случайны, а соответствуют математической основе мира - "Золотому сечению". Очень символичный получился дизайн.
Гриша всё придумал гениально, но утвердить его рисунок было нереально. Потому что Гриша - художник, а для мемориальной доски нужен скульптор. Такой у них закон.
И тут мне помогла Лена Этуш. На открытии мемориальной доски Владимиру Абрамовичу она подвела меня к молодому выпускнику Суриковского института Филиппу Трушину.
Доска Этушу была его дипломной работой, за которую ему почему-то влепили трояк. Доска - великолепная, но вот так бывает. Мне повезло, что я обратилась к Филиппу в то непростое для него время. Сейчас он - самый модный и востребованный скульптор Москвы. К нему очередь, он лепит всех. Только тогда можно было с ним договориться. Тем более, что и денег у меня особых не было. Не скажу сколько я заплатила Филиппу. Спонсировал доску не какой-то олигарх, а мой сын.
Филипп Трушин облёк Гришину идею в такую красивую форму, что худсовет департамента неожиданно нашу доску утвердил. Единогласно!
Р.S.
Хочу перечислить всех, кто помог мне в этом деле, и выразить им огромную благодарность :
Гончар Н.Н., Закускин А. А., Башаров Д. Н., Серков А., Мирзоян С. М., Курносов А. А., Шевчук В. В., "Союз православных женщин" и лично Жукова Н. Б., Концерн "Автоматика" и лично Шапошников И. Г. и Кокорев А. А., Тильков С., Нестеренко Ю. В., Шидловская Т. А., Цивин М. С., старший по дому Мацнев Анатолий, Ермаков Кирилл, Белов Григорий, Щавелева Маргарита, Этуш Елена, Трушин Филипп, Ташков Иван... СПАСИБО ПРЕОГРОМНОЕ!