Моя мама - славянка часто в детстве рассказывала #мудрые притчи Молла Насредина , так она его называла. Не помню, чтоб мама читала книги на #азербайджанском языке, но со временем владела им, почти в совершенстве .
В Азербайджане я чаще слышала и читала Молла, в русском языке, думаю, вследствие ассимиляции гласных звуков звучит и пишется, как Мулла.
Молла Насреддин – фольклорный персонаж #мусульманского Востока , герой коротких юмористических, сатирических миниатюр, анекдотов, притч, а иногда и бытовых сказок. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, #вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл. Основная черта литературного героя Моллы Насреддина – выходить из любой ситуации победителем с помощью слова.
Впоследствии я прочитала, что по-разному его на Востоке называют и Ходжа, и Насреддин Эфенди. Не в этом суть.
Речь пойдёт о моих #школьных вечерах , о возрасте и мудрости , а к Молле Насреддину, ещё вернусь.
В одном из своих воспоминаний я уж обмолвилась, что в период перестройки полилось на нас, как из рога изобилия много информации, новых имён в литературе и других отраслях. И мне для подготовки вечера памяти , к примеру, Высоцкого, Ахматовой или Цветаевой, приходилось по крупицам собирать сведения : услышанное по радио, увиденное по телевидению ( вру, телевизора первые пять лет у нас не было, позже купили переносной , цветной ) , прочитанное в роман- газете, журналах :«Огонёк», «Работница», «Дружба народов», в литературной газете.
Мне повезло, что каким-то образом , в папке с письмами, остался тетрадный листок вечера, посвящённого памяти Марины Цветаевой.
На этом #вечере , как и во многих , звучала мелодия « Времена года», в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа . Снова французы, без них никак. 😇
Не только Поль Мориа, в нашей домашней коллекции много пластинок. Я специально купила подсвечники и вечера проходили при #свечах.
Вечера проводились в спортзале , на два- три часа заносили столы, стулья. Вроде, как в помощь мне, стали делегировать поочередно других учителей. Почему-то , чаще всех приходила Мария Ивановна, учительница украинского языка и литературы.
- Кстати, она же прописала всё-таки нас у себя , помните, завуч в районо о ней мне говорила. Я по сей день им обеим благодарна. Если б Мария Ивановна нас не прописала , то нас лишили талонов , помните, мыло, спички, ароматные порошки « Лотос», по-моему , «Ариэль» тогда появился. Правда, с огромными очередями мы брали венгерские туфельки и румынские сапоги. Как говорила моя подруга Любовь Шавловская : « Пять минут позора и я в новых сапожках».
Так вот, сидит Мария Ивановна весь вечер, слушает с интересом, только конец сценария, вскакивает и сама включает свет . Быть может , не все на вечере увлечены судьбой и стихами Цветаевой, но все с трепетом ожидали дискотеки. В восьмом классе на школьном вечере я не видела парных танцев, а вот поскакать при свечах дети не прочь , а при лампочке Ильича забивались по углам, стеснялись.
Это был не единственный вечер, когда шла незримая борьба с педагогами- помощниками. Естественно, поделилась своим негодованием с мужем, на что Михаил мне говорит : « А ты в следующий раз скажи МарИванне, что на свет дети лезут и она отстанет от вас.». Не очень- то я поняла значения этой фразы, если Михаил сказал, значит догма для меня.
Мария Ивановна сразу смекнула , да так, что собрали очередной педсовет. Надо сказать, что к этому времени я немного оперилась—научилась обрамлять свои уроки патриотическими подлежащими и сказуемыми, да и перестройка понемногу ослабила вожжи в данном направлении.
К педсовету подготовилась основательно, с речью и притчей Моллы Насреддина.
Однажды в чайхане какой-то пожилой человек начал навязчиво давать всевозможные советы Насреддину.
– Почему я должен поступать так, как ты мне говоришь? — спросил Насреддин. – Потому что я тебя старше! – вскричал человек, оглаживая бороду. Тогда Насреддин заметил:
– Насыщает не время, проведенное в чайхане, а количество съеденного плова!
Как мне показалось , что , кроме директора и завуча школы, никто не понял , к чему я веду. Моя подруга была в курсе , Люба не сомневалась, что я выскажусь .
Молла Насреддин со своей притчей заставил педагогический коллектив сначала внимательно слушать, затем лихорадочно соображать, к чему эта #восточная девушка клонит…
Тогда я добила :
- Есть похожая азербайджанская пословица: «Ум не в возрасте, а в голове»
Знаю, что слишком жестко , хороший коллектив педагогов, но какой-то дремлющий, не стремящийся к новаторству, не желающий перемен.
Говорю же, я оперилась, решила не останавливаться и возмутилась, почему им легче ходить контролировать и так сложно проводить свои мероприятия для детей , обращаясь к каждому старшему товарищу :
- Вот Вы , Мария Тимофеевна, хоть раз провели математический вечер на тему «Пифагоровы штаны во все стороны равны?!
- А почему #учитель географии ни разу с глобусом не перекочевал в спортзал с викториной ?!
- Мария Ивановна, что-то за пять лет моей работы в школе я не слышала, чтобы Вы повезли детей в Киев , например , в украинский музей народного искусства!
И так далее, каждый получил правду из моих уст, к сожалению тематические вечера не проводились, зато открытые уроки районного масштаба стали нормой . Кстати, очень интересные, ученики с удовольствием готовились и принимали участие.
Больше педсоветов по моему линчеванию не проходило. На одном из них я даже назначила завуча директором школы, расскажу как-нибудь.