Найти в Дзене
НЕМНОГО О РАЗНОМ

Вечные споры о сказке

А Вы знаете, что в 20-е годы XX века русскую сказку, да и всю классическую литературу для детей могли «выбросить» на помойку истории? Такие «копья» ломались большевиками и разворачивались жаркие дебаты между литераторами, педагогами и учёные. Искали новые формы советской литературы. Большинство разделилось на 2 класса. Первый был за современные на злобу дня детские книги. Второй – за сохранение нравственных ценностей. Некоторые считали, что сказки относятся к забавам и это не требуется новой республике. Защитил народную сказку М. Горький. С 1918 года он отбирал не только русские, но и сказочные повествования других народов (и не страшно, если в пересказах). Горький отстаивал право ребёнка до 10 лет познавать мир в игре, «… это биологически законно,… и в игре это легче… с детьми надо говорить забавно … развивать воображение …раскрывать эстетическую ценность сказки ,… её оправданную логику победы добра над злом, уважение и любовь к человеку… поэтизацию родственности человека и природы,
Оглавление

А Вы знаете, что в 20-е годы XX века русскую сказку, да и всю классическую литературу для детей могли «выбросить» на помойку истории? Такие «копья» ломались большевиками и разворачивались жаркие дебаты между литераторами, педагогами и учёные. Искали новые формы советской литературы. Большинство разделилось на 2 класса. Первый был за современные на злобу дня детские книги. Второй – за сохранение нравственных ценностей. Некоторые считали, что сказки относятся к забавам и это не требуется новой республике.

Защитил народную сказку М. Горький. С 1918 года он отбирал не только русские, но и сказочные повествования других народов (и не страшно, если в пересказах). Горький отстаивал право ребёнка до 10 лет познавать мир в игре, «… это биологически законно,… и в игре это легче… с детьми надо говорить забавно … развивать воображение …раскрывать эстетическую ценность сказки ,… её оправданную логику победы добра над злом, уважение и любовь к человеку… поэтизацию родственности

человека и природы, … способность видеть необычное в обычном…»

Прошло 90 лет, и теперь представители ЦБ РФ в лице С. Швецова поговаривают о вреде русских сказок, которые якобы учат детей «халяве». И не учат брать банковскую карту и открывать кредит, строить финансовую пирамиду. Существует финансовая безграмотность детей? А просто с безграмотностью «покончили»? Происки Скруджа Макдака? Лисы Алисы достаточно))

Как нам построить новую линию обороны для сказочного мира?

А вы читаете сказки детям?

Почему нужно читать детям сказки.

Давайте спокойно и душевно обсудим этот вопрос. Обоснований «почему детям нужно читать сказки» очень много.

#1 В сказках чётко разделено добро и зло. Вам легко будет объяснить ребёнку любую ситуацию и выяснить его позицию. Мозги начинают работать, фантазия просыпается. А мультик ребёнок просто смотрит и часто без переживания за героев. Я помню, как трёхлетний внук хотел попасть в планшет и помочь герою. Но скоро это желание «остыло».

#2 Мы все умеем читать, дома у многих есть книжки-сказки с бесподобными иллюстрациями. Возможно, они сохранились из Вашего детства. Позитив и хорошее настроение дарят посиделки на диванчике с раскрытой книгой в руках. Попробуйте себя в роли актёра (актрисы), расскажите сказку разными голосами, с разной интонацией. Поверьте, радости у детей будет много!

#3 Устное народное творчество – это кирпичики нашего духовного фундамента, корешки. Сказки дошли до нас от далёких предков, посеяли зёрна добра в наших душах и должны идти дальше к следующим поколениям.

#3 Сказочный мир – это тот же виртуальный мир. Там действуют определённые законы. Русский художник Иван Билибин интуитивно чувствовал это. Он размещал иллюстрации к сказкам за рамкой, красивым «наличником», как бы разделяя наш и иной мир. Картинки получались украшенные орнаментами как оберегами.

Зацепить образное мышление внуков или детей сказкой с иллюстрацией очень легко. Плюс рассказать что-нибудь о русских обычаях, народном костюме. Например, сказка «Маша и Медведь». Девочка испекла пирожки, положила их в берестяной короб и спряталась там. А короб является прапрадедушкой ранца и рюкзака, с которым дети сегодня ходят в школу))

-2
-3

-4