Найти тему
Полит-НН.Ру

Пустые надежды

Топ-5 несбывшихся проектов – некогда обещанных, но так и не получивших должного финансирования.

Крупные дорогостоящие проекты – это то, что существенно трансформирует среду, ощутимо меняет условия жизни населения на том или ином уровне – инфраструктурном, культурном, экономическом, экологическом, ментальном. Нижегородская область в этом смысле существенно уступает столичным регионам, но в число аутсайдеров не входит. Многое движется сильно медленнее, чем ожидается, с многолетними паузами и простоями, но все-таки однажды планетарий и цирк оказываются отремонтированными, канатная дорога достроенной, движение по новому мосту открытым. Даже аквапарк появляется в итоге – пусть на 15 лет позже, чем у соседей, но зато не вместо остатков парковой зоны.

Но немало проектов, которые были официально заявлены, но так и остались невоплощенными. В некоторых случаях это больше радует, чем расстраивает. Но есть и обещания, неисполнением которых многие нижегородцы сильно разочарованы.

Самое большое разочарование – это то, что в областном центре не успели выстроить сеть метрополитена, которая планировалась изначально. А она была масштабная и затрагивала не просто весь город, но и пригороды. По плану к 2000 году можно было бы не просто легко перемещаться на метро в любую точку Горького, но и в Сартаково, в Бор, в Кстово. Автозаводская ветка метрополитена строилась очень бодренько, но тут завершилась советская эпоха, рубль рухнул и прежние планы тоже. Напоследок станцию переименовали в «Парк культуры», потому что название «Ждановская» - в честь партийного идеолога, в годы Большого террора визировавшего расстрельные списки, уже ощущалось не вполне удобным. Больше в этом направлении станций не появилось. Теперь одна новая станция метро раз в несколько лет появляющаяся в Нижнем Новгороде считается огромным прорывом. О том, чтобы в обозримой перспективе метро охватило весь город, никто даже не мечтает. Уж тем более – о том, чтобы оно добралось до пригородов.

Следующий важный и неоднозначный неосуществленный проект – строительство атомной станции. Сначала ее строили в Горьком, но после аварии на Чернобыльской АЭС под давлением общественности строительство было остановлено. Рядовые нижегородцы и сейчас не считают, что иметь под боком АЭС – безопасно, чтобы там ни рапортовали чиновники. Однако владельцы крупных предприятий недовольны тем, что регион не обеспечивает свои потребности в энергии, потребляя вдвое больше, чем сам производит. Бизнес вынужден дорого покупать энергию, что экономически невыгодно. В результате все бизнесы, которые могут, уходят. Новые предприятия предпочитают строить в регионах, где нет такой проблемы. Таким образом, Нижегородская область теряет рабочие места, налоги, возможности для экономического развития. В 2011 году Владимир Путин – в ту пору в качестве премьер-министра – подписал распоряжение о строительство АЭС в Навашинском районе Нижегородской области. Завершение строительства планировалось в 2035 году, но в 2017-ом проект был приостановлен. Никаких альтернативных способов покрытия потребностей региона в энергии не предложено.

Захватывающий и выглядящий сверхсовременным проект по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, проходящей через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары, также остается нереализованным. Планы строительства были объявлены президентом Путиным в 2013 году. Причем, ветку предполагалось в перспективе продолжить до Екатеринбурга, а потом – аж до Пекина. Когда можно очень быстро перемещаться на такие расстояния – это уже совершенно другое качество и образ жизни. В какой-то момент нижегородцы размечтались, что смогут легко и быстро гонять не только в Москву, но и в Казань, а вскоре и Урал станет доступнее и ближе, почувствовали себя людьми с другими возможностями и перспективами… Строительство должно было начаться в 2018 году, но до настоящего момента так и не случилось. В РЖД все еще надеются, что когда-нибудь проект получит зеленый свет и федеральное финансирование, земельные участки под строительство магистрали по-прежнему зарезервированы.

Дорога-дублер, ведущая к аэропорту «Нижний Новгород» должна была появиться несколько лет назад. На ее строительство было обещано федеральное финансирование, но не всем обещаниям суждено исполниться. Поэтому основной путь по-прежнему проходит через Южное шоссе. Автомобилисты считают, что дублер давно напрашивается. Но для его строительства пришлось бы расширять уже имеющуюся проезжую часть и, возможно, куда-то девать трубы горячего теплоснабжения, которые проходят рядом и не под землей, а по поверхности. Судя по тому, что к 800-летию города вдоль труб соорудили тротуары для пешеходов, возможность строительства дублера больше не рассматривается.

Памятник математику Николаю Ивановичу Лобачевскому, «Копернику геометрии» – еще один несбывшийся проект. Не дожил наш земляк до широкого признания своих идей, и с тем, чтобы нижегородцы им гордились – тоже как-то не складывается. ННГУ носит его имя, но не принято в Нижнем вспоминать, что он тут родился. Может, потому, что большая часть его жизни связана с Казанью? Там памятник Лобачевскому имеется. У нас же – здание бизнес-центра «Лобачевский Plaza» на месте, где когда-то стоял дом, в котором жил будущий математик. Почти десятилетие назад было много разговоров о том, что возле этого бизнес-центра, наконец, появится памятник – и не такой, как в Казани – бюст банальный, а что-нибудь необычное, выдающееся, к научной деятельности отсылающее. Это планировалось сделать к 220-летию со дня рождения Лобачевского. Профинансировать проект обещали ННГУ и девелопер, построивший бизнес-центр. Но все затухло. Позднее появились робкие утверждения, что памятник непременно появится к 800-летию Нижнего Новгорода, но и они сошли на нет.

Иван Измайлов