Какое ключевое свойство предпринимателя? И почему так и не найден воспроизводимый способ выращивать предпринимателей?
Ответ на первый вопрос — лидерство, на второй — нельзя научить быть лидером. Можно научиться, верно, вырабатывать в себе лидерство как навык. На это должен быть запрос, должна быть боль. Чтобы без научения лидерству дальше никуда. Чтобы была причина учиться и делать себе неудобно, непривычно, неприятно. К сожалению, по другому не получится.
Надо пройти ряд шагов, чтобы войти во вкус лидерства. Потом пойдет само, только держись. Сегодня, как вы уже догадались, порассуждаем про лидерство в бизнесе.
Что вообще это такое?
Три аспекта: умение принимать решение, навык заразить этим решением ближних и фантазия, чтобы решение придумать.
Самое простое — про заразить. Это репетируется и тренируется, масса доступных техник. Хорошо прогревается написанием текстов. А вот научиться принимать решения — сложнее. Это история про любопытство. Должно быть очень интересно посмотреть, что там, за поворотом. Должно жечь изнутри, как Федора Конюхова. Безбашенность должна быть и притупленное чувство риска. Это дело тренируется спортом и разными духовными практиками. Рекламировать не буду.
Но все это была ерунда. Харизматичным принимальщиком решений может быть каждый. Фактически, таким должен быть каждый менеджер.
А лидер — он же больше, чем менеджер, верно? Потому что фантазия. Не мне принесли варианты решений, а я придумал. Причем, не будучи специалистом в какой-то области. Пришел, скажем, комдир с вопросом, а я ему — бац, и придумал вариант ответа, которого он не видел. Причем сам ни бум-бум в продажах. Так это работает.
Это, я бы сказал, наглость. Простая человеческая наглость влезать во все, что тебе интересно. И выносить суждения, предлагать варианты. Быть, черт подери, в итоге правым. Как этого достичь?
Надо быть незашоренным. Какая беда типичного предпринимателя? Он очень сфокусирован на бабках. Выручка, прибыль, оплаты, поступления. Знаете, как растет тревожность к концу месяца? А когда план продаж не выполняется? Во-во, все мысли только об этом.
И это и хорошо, и плохо. Хорошо, то что думает о деньгах, плохо, что загоняет себя в ловушку туннельного мышления. Будучи в стрессе, сфокусированным на продажах, чтобы хотя бы вовремя выплатить зарплату, предприниматель теряет возможность фантазировать. И этим резко снижает шансы на выживание и развитие бизнеса.
Дело в том, что команда стартапа, как правило, состоит из людей не очень профессиональных. То есть да, могут быть профессиональными сооснователи. Но на найм крутых людей нет ни денег, ни желания крутых людей работать в непойми чем.
Следовательно, не очень профессиональные, но замотивированные. Что они делают? Правильно, идут к предпринимателю с вопросами. Буквально по всем поводам. А если тот в туннеле, думает о выручке и не может сфантазировать новое решение? Проблемка. А если он еще и попросту решения принимать не умеет или принимает их долго? Беда.
Но не опускайте руки. Этому можно научиться. Самому, с ментором, в группе — как пойдет. Главное — решаемая задача.
Интересно?
В следующий раз поделюсь тремя основными признаками неуверенности в себе и одним способом исцеления — подписывайтесь и следите за новыми публикациями!