Найти тему
travelstar_ushka

Здесь живёт дух петровской эпохи. Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге

Я обожаю Санкт-Петербург. Мне в этом городе нравится всё. Я готова сутки напролёт ходить по его улицам и проспектам.
Но даже здесь я могу выделить самое-самое, что запало мне в душу - это дворец Меншикова.

Каждый раз, приезжая в Санкт-Петербург, я иду в этот дворец. И каждый раз открываю для себя что-то новое.


При слове "дворец" мы представляем себе нечто помпезное, украшенное лепниной, статуями и позолотой. Окна с вензелями, изукрашенные балкончики и подъезд с мраморными колоннами.

Дворец Меншикова никак не соответствует этому описанию. Это просто большой дом с небольшими окнами, смотрящими на Неву. Типичное петровское барокко: минимум отделки, крыша с переломом, мелкая расстекловка.


Дворец Меншикова - одно из первых каменных строений в Санкт Петербурге. Когда-то он был главным по величине, богатству и пышности. Его проект утверждал сам Пётр Первый и он же был главным гостем в этом доме. Он проводил здесь официальные встречи и приёмы и вообще, чувствовал себя как дома.

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года, когда именно отсюда Меншикова с семьей увезли в Сибирь, в Березов, в ссылку.

Дворец Меншикова. Фото автора
Дворец Меншикова. Фото автора


Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница.

Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды.
В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским.

Когда попадаешь в этот музей, реально представляешь, что вот именно по этому полу. По этим лестницам ходил Пётр Первый, он смотрел в эти окна, прижимался спиной к этим тёплым изразцам у печки и держал в руках те вещи, которые представлены в экспозиции музея. Это невероятно круто, ощущать себя причастной к Истории.

Дворец и сейчас вполне узнаем. Можно сравнить со старинной гравюрой
Дворец и сейчас вполне узнаем. Можно сравнить со старинной гравюрой


Вот через этот главный вход Пётр заходил к своему другу, первому губернатору Санкт-Петербурга, Александру Меншикову.

Сейчас этот вход закрыт для посетителей.


Во дворе музея бюст Александра Меншикова.

-6


Можно сравнить с портретом.

-7


Когда смотришь на эти стены с улицы, невозможно представить, какие сокровища скрыты за ними. И, наверное, невозможно полностью понять и почувствовать петровскую эпоху, не побывав во дворце Меншикова.

Хотите зайти в музей?

Как во всех домах того времени, на первом этаже располагалась поварня или кухня. Повезло, что кухню в Меншиковском дворце в своё время заложили кирпичом и до нашего времени она сохранилась, практически, в первозданном виде.

Всего было семь хозяйственных помещений, где готовили и хранили пищу. До нашего времени сохранилась только кухня, где готовили мясные блюда.


Пол из чёрно-белой плитки, три больших дровяных печи с огромной вытяжкой над ними.

Множество медной и оловянной посуды того времени и даже оригинальные часы.

На фото огромный ковш для пива из цельного куска липы. Две ручки — это корни дерева, идущие в разные стороны, а сама емкость выточена из основания ствола многолетнего дерева.

Ковш для пива. Фото автора
Ковш для пива. Фото автора


На первом этаже располагались различные мастерские. В токарне можно увидеть токарный станок, на котором работал сам Пётр Первый. А в шкафу разные фигурки из дерева, им собственноручно изготовленные.

А ещё, сундук для ценных вещей. На крышке около трех десятков хитрых запоров, которые управлялись сложным механизмом, который находится под красивой металлической пластиной на крышке.


В одной из комнат, за стеклом, находятся подлинные костюмы Петра Первого. Да, он их носил, а мы сейчас можем их увидеть. По костюмам видно, какого роста и телосложения был русский царь.

Костюмы Петра Первого. Фото автора
Костюмы Петра Первого. Фото автора


В большой палате на стенах - шпалеры 17 века работы голландских мастеров. На них сюжеты о македонском царе Персее. Можно у стены рассмотреть итальянскую курьёзную скульптуру, "нога Колосса". Пальцы у неё сделаны из полудрагоценного камня, оникса.

Освещалась комната огромным ажурным бронзовым подсвечником.


На полу стоит серебряная чаша для льда, она весит почти 14 кг. Эта чаша использовалась для охлаждения шампанского во время застолий. В углу можно увидеть кусочек оригинального потолка. Его специально оставили реставраторы.

И, наконец, мы выходим в большой белый вестибюль с белыми колоннами и мраморными античными статуями Геракла, Флоры и Париса. Тогда этот вестибюль называли "Большие сени".
Представляете, по этим плитам ходил сам Пётр Первый!


Парадная дубовая лестница, подлинная, сохранившаяся с тех самых времён. По ней Пётр Первый поднимался на второй этаж. Сейчас по лестнице не ходят, посетители музея идут по лестнице чёрного хода.

в центре бюст Александра Меншикова с с главными орденами России, Польши и Пруссии: Святого Андрея Первозванного, Белого Орла, Черного Орла, был установлен в вестибюле дворца в 1717 году.

За спиной Меншикова - выход в сад.

Остановимся на площадке второго этажа. Эти решётки не простые, в них переплетаются вензеля Александра Меншикова и Петра Первого.

Решётки с вензелями. Фото автора
Решётки с вензелями. Фото автора


Площадка лестницы второго этажа украшена шёлковым китайским гобеленом 16 века, изображающим играющих мальчиков. Это ручная работа. Один мастер за год изготавливал не более 10 квадратных сантиметров такого полотна.

Если из Верхних сеней повернуть налево, мы увидим секретарскую. Здесь сидели два секретаря светлейшего князя. На столе подлинный автограф Александра Меншикова.

Секретари оформляли государственные бумаги, под которыми губернатор Санкт-Петербурга ставил свою подпись. Бумаги писали и хранили в великолепном резном секретере с потайными ящичками.

Секретарская. Фото автора
Секретарская. Фото автора


Вообще, во дворце сохранилось много резной мебели того времени.
Но, несомненно. "изюминкой" дворца являются изразцовые комнаты. На сегодняшний день восстановлено три комнаты из десяти.

Стены и потолок комнат облицованы изразцами ручной работы. На каждом изразце похожий сюжет разнится в деталях.
Интересно, что стены и потолок украшены голландскими изразцами, а печь - русскими. Видно разное качество и разные сюжеты. Изразцы в то время изготавливались вручную и стоили очень дорого.

Изразцы на стенах и на потолке. Это было очень дорогое удовольствие. Фото автора
Изразцы на стенах и на потолке. Это было очень дорогое удовольствие. Фото автора


Мне больше всего понравился морской кабинет.
Вы видите на столе серебряный корабль?
Это знаменитая "штрафная". Корабль переворачивали и подставка превращалась в большую чашу. Опоздавшему гостю приходилось выпить почти литр водки, потому что поставить корабль, не перевернув, было нельзя.

В кабинете оригинальная печь. Потолок тоже выложен изразцами.


Эта спальня звалась "Варварин покой". Здесь жила Варвара Михайловна, сестра супруги Александра Даниловича. Она всю свою жизнь посвятила семье и детям своей сестры. Кроме того, она ещё помогала Меншикову, писала письма знатным людям Санкт-Петербурга.

Видите, слева, у печи висит круглая железная штука? В неё насыпали угли и согревали постель.
У стены стоит женский туалетный столик с серебряными и золотыми шкатулками с косметикой.


В спальне самого Александра Даниловича сохранился 300-летний дубовый шкаф. Если потянуть за среднюю ножку шкафа, выдвигалась секретная полка для очень важных документов.

Настольный инкрустированный секретер с разными ящичками. Здесь Меншиков хранил свою коллекцию монет. И предметы для умывания. Кувшин и тазик. Кстати, они не фарфоровые, а металлические, но очень искусно расписаны эмалью.


А эту, "Ореховую комнату" очень любил Пётр Первый. Отсюда, из окон, видна Нева и сама комната напоминает капитанскую каюту.
Портрет молодого царя на стене кисти французского художника, написан в 1697 году. На столике шахматы, в которые играл Пётр Первый.

А на этих стульях, возможно, сидел не только сам Пётр, но и Екатерина Первая, и Анна Иоанновна.


А вот и Большой зал. Именно здесь собирался на торжественные мероприятия весь "цвет" Петербурга.

Глядя на него, легко можно представить, как по паркету скользят в танце шикарные дамы и элегантные кавалеры в париках и умопомрачительных нарядах. Как девушки, стоя у колонны, обмахиваются веером и рассуждают о моде, о стихах и, конечно же, о женихах. Как солидные матроны, сидя на стульях в уголке соединяют судьбы этих девушек с женихами, составляя выгодную партию...


Обращает на себя внимание Орган-позитив, творение английских мастеров 18 века. И старинный клавесин.
А из окон открывается вид на Неву.

Мы переходим на половину супруги князя, Дарьи Михайловны. Она начинается с Западной передней. Эта часть дворца отделана китайским шёлком и украшена китайскими вазами.

В синей комнате на потолке изображён Пётр Первый в образе Геракла. И опять китайские мотивы.


Вот и закончена наша экскурсия, но так жалко прощаться с этим музеем... Пожалуй, я пройдусь по нему ещё раз.