Найти тему
Техника и жизнь

JF-17 «Thunder» – гром из Пакистана

JF-17 и его вооружение (Wikipedia.org)
JF-17 и его вооружение (Wikipedia.org)

Введение

В последнее время появилось несколько сообщений о поставках истребителей FC-1(JF-17) из КНР в Аргентину, Ирак и Нигерию. История создания этого самолета восходит к Пакистану. Независимый Пакистан все свою историю почти без перерыва воюет. Вдобавок армия, как часто бывает в молодых государствах, играет большую политическую роль внутри страны. Это обуславливает большое внимание в Пакистане к потребностям как армии, так и ее военно-промышленного комплекса. Последний очень развит для сравнительно бедной и технически отсталой страны в целом. Дополнительный толчок для этого дал вход советских войск в Афганистан. Пакистанцы это ловко использовали для дополнительных поставок оружий и военных технологий из стран Запада и КНР. В частности, в конце 80гг. начался совместный с американской фирмой «Грумман» проект по созданию истребителя «Сейбр II», на базе китайской копии МиГ-21 – F-7. F-7 был хорошо знаком пакистанским военным. Как раз в 80гг. были их большие поставки в ВВС Пакистана. Тогда это был самый современный экспортный самолет производства ВПК Китая. Само название как бы намекало на сражения с советскими самолетами во времена Корейской войны. С учетом отношения Пакистана и США к нашим войскам в Афганистане вряд ли выбор названия был случаен. Но контакты Пакистана с Ираном и КНДР в вопросах создания национального ракетно-ядерного щита привели к санкциям США против «Исламской Республики Пакистан» как он официально называется. Меж тем в аналогичной ситуации оказался старый союзник Пакистана – коммунистический Китай. После событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года против него тоже ввели санкции. Сотрудничество в военной сфере с США оказалось прервано. А к тому времени в КНР вместе с то же фирмой «Грумман», на базе все того же F-7 создавался истребитель Super-7. В итоге в 90гг. Китайская народная республика и Пакистан решили объединить свои усилия по созданию легкого однодвигательного истребителя на базе F-7 для своих вооруженных сил и на экспорт. В 1995 году к альянсу присоединились российские ОКБ Микояна и Климова. ОКБ Микояна и Гуревича поделилась наработками по эскортному однодвигательному истребителю «33», чью разработку прервал экономический кризис конца 80гг. А фирма Климова двигателем РД-33 от двухдвигательного МиГ-29. В итоге в 2003 году поднялся воздух первый экземпляр машины, названной в КНР – FC-1, а в Пакистане JF-17 Thunder (Гром). Китай его изначально планировал только на экспорт. У них есть и более совершенный и дорогой однодвигательный самолет J-10. А Пакистан и на экспорт, и для вооруженных сил. В которых он стал одним из основных носителей ударной мощи ВВС Пакистана.

JF-17 (Wikipedia.org)
JF-17 (Wikipedia.org)

Описание

От базового МиГ-21 (F-7) в самолете остался только доработанный фюзеляж. Для снижения стоимости самолета композиты в первых модификациях самолета использовались как можно меньше. Приоритет был за традиционными для авиации металлическими материалами. Он выполнен по традиционной аэродинамической схеме. Крыло трапециевидное с вихреобразующими поверхностями для повышения управляемости на больших углах атаки. Горизонтальное оперение - цельноповоротное. Вертикальное – однокилевое. Фюзеляж – полумонокок. Двигатель – турбореактивный российский РД-93. РД-93 является адаптированной к однодвигательному самолету модификации двигателя РД-33. Самолет по тангажу статически неустойчив. Поэтому система управления по тангажу – электродистанционная. В остальных плоскостях – аналоговая. Первоначально самолет оснащался РЛС NRIET KLJ-7 со щелевой антенной решеткой производства КНР на базе российских разработок. Авионика также китайского производства. Может оснащаться контейнерными система РЭБ и оптико-электронного наведения. Последняя предназначена для работы по целям на земле. Вооружение состоит из ракет «воздух-воздух» малой и средней дальности китайского производства, управляемых и неуправляемых бомб, противокорабельных и противорадиолокационных ракет. Общее число узлов подвески семь. Так же имеется 23 мм двуствольная пушка – китайский аналог советской ГШ-23.

JF-17 (Wikipedia.org)
JF-17 (Wikipedia.org)

В 2013 году началось производство JF-17 Block 2. Они имели более совершенную РЛС, улучшенную авионику, и системы РЭБ, оборудование для дозаправки в воздухе, планер с большим количеством композитных материалов, чем на версии Block 1.

С прошлого года выпускается JF-17 Block 3. Он имеет РЛС с АФАР (активной фазированной антенной решеткой), цифровую систему управления полетом во всех осях, улучшенное оборудование кабины, еще больший процент использования композитов в планере. В настоящее время JF-17 Block2 поставлены в Мьянму, Нигерию, ведутся переговоры о закупках Ираком и Аргентиной. В разные годы были сообщения об их возможных поставках в Зимбабве, Алжир, Саудовскую Аравию и Азербайджан. Но пока эти поставки не состоялись. Так же выпускается двухместный вариант JF-17.

-4

Заключение

Да, JF-17 не технологическая новинка. Он весьма простой по технологиям истребитель с весьма скромными тактико-техническими характеристиками. Слабы и некоторые другие параметры. К примеру ресурс планера ниже, чем у большинства современных машины. Но Пакистан и не стремился создать суперсовременную и, следовательно, сложную и дорогую боевую машины. Он наоборот хотел получить дешевый и простой самолет, который позволит не только осовременить парк свои ВВС, но и научить инженеров и рабочих в самом Пакистане работать с созданием и производством современных боевых самолетов. Эти же качества облегчают его экспорт в бедные и не развитые технически страны. Стоимость JF-17 Block2 оценивается примерно в 20 миллионов долларов за единицу. Его однодвигательный одноклассник из Швеции JAS-39NS оценивается по стоимости в 48 миллионов долларов. Это существенная разница.

JF-17 (Wikipedia.org)
JF-17 (Wikipedia.org)

Источники

http://www.airwar.ru/enc/fighter/fc1.html, https://www.youtube.com/watch?v=kWqIhr_D8tU, https://topwar.ru/4238-jf-17-kitaysko-pakistanskiy-mig-21-novogo-veka.html,

Федор Болдырев 2021©

МиГ-21 – рожденный побеждать - тут.

"Техника и жизнь" - рассказывает доступным языком актуальное о науке и технике. Подпишись, читай и обсуждай!