Выборы прошли, маски сброшены – несмотря даже на практически гарантированное усиление масочного режима в недалёком будущем. Вице-премьер Марат Хуснуллин официально предложил отменить правило, согласно которому тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) могут расти не более чем на уровень инфляции. Он полагает, что цены должны быть «экономически обоснованными»: модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства – дело дорогое, и деньги за пользование обновлёнными системами надо брать большие. Грубо говоря, если проложили новые трубы – цены на воду сильно вырастут.
Рост цен на коммунальные услуги станет опережающим. Везде, где будут менять изношенную инфраструктуру, планируется делать это за счёт жителей. И без того обложенные налогами по самую макушку русские люди будут платить ещё и «налог на модернизацию», а потом оплачивать обслуживание новых сетей, которое уже сейчас обещают сделать весьма дорогостоящим.
Конечно, и раньше де-факто тарифы росли быстрее инфляции. Но всё же рост тарифов более-менее удавалось сдерживать. Благодаря правительственным ограничениям в последние годы продукты и коммерческие услуги порой дорожали даже быстрее, чем традиционные лидеры роста, ЖКУ с бензином, которые были абсолютными лидерами роста в 1990-х. Но поскольку инженерные сети в России изношены, а выделяемые на их обновление деньги как-то рассасываются, появилась идея, чем-то связанная со знаменитыми взносами на капремонт: пусть граждане заплатят за всё сами!
Забавно, что ряд изданий пустили эту бесстыдную манипуляцию под заголовками в стиле «Правительство поручило усилить адресную поддержку россиян по оплате ЖКУ». А заодно распространили официальный ответ аппарата Марата Хуснуллина – косноязычный пересказ поговорки «Жалел волк кобылу – оставил хвост и гриву»:
В целях защиты прав граждан необходимо обеспечение предоставления адресных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с оплатой жилищно-коммунальных услуг гражданами, исходя из утверждаемых тарифов организациям ЖКХ.
Пока, что всё ещё существует правило, согласно которому доля расходов на услуги ЖКХ не может превышать 22% – остальное субсидируется государством. Но защищать всех не планируется. Как рачительный хозяин режет скотину пожирнее, оставляя тощим шансы нагулять вес, так правительство старается возложить свои расходы на так называемый средний класс. Экономический расчёт, ничего личного.
А субсидии необходимы. Беднейшая часть населения просто не готова к опережающему росту цен, тем более что за время пандемии социальное расслоение в стране усилилось. Соответственно, заботливый вице-премьер поручил подумать, как можно защитить этих людей от его собственной инициативы. Но только их.
Предвыборная адресная помощь – это вообще одна огромная мистификация правительства, призванная заменить реальную поддержку граждан (формулировку про «социальное государство» из Конституции никто не убирал) выдачей пособий, право на которые надо неустанно доказывать.
Адресная помощь прямо провоцирует граждан скрывать свои доходы, выбрасывает их в «чёрную» зону экономики. Зачастую помощь получают даже не самые бедные, а самые ушлые.
Именно под «адресную помощь» изменён способ подсчёта прожиточного минимума – напомним, недавно понятную потребительскую корзину заменили медианным доходом, который никто в глаза не видел и руками не щупал. Теперь суммой прожиточного минимума можно играть как угодно, корректируя тем самым число граждан, имеющих право на получение пресловутой адресной помощи.
Так что в реальности её получат немногие – главным образом, слава Богу, неработающие пенсионеры. Остальных пошлют по известному адресу. Фактически нас обложат налогом на модернизацию инфраструктуры. Просто формально он будет взиматься через платёжки управляющих компаний.
Будет предлог проведения модернизации содержание нового современного оборудования, как правило, требует дополнительных средств.
Простите, но основная модернизация, которая требуется России, – это банальная замена труб и кабелей. Если они требуют какой-то особой дорогостоящей заботы – значит, некто ушлый договорился с не менее ушлой сервисной компанией, что теперь они будут доить потребителя под видом обслуживания нанотехнологичных труб и кабелей.
Это вызывает серьёзное подозрение, что во многих случаях модернизация будет чисто формальной, а вот рост цен – совершенно реальным. Правда, они называют это «совершенствованием тарифного регулирования».
По закону индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги не может быть выше определенного уровня — размера годовой инфляции. В июле Центральный банк повысил прогноз по инфляции на 2021 год с 4,7-5,2% до 5,7-6,2%.
Но это по закону. А наделе … увидим.