В прошлом веке на всю страну "громыхал" БАМ. Ехали отовсюду на стройку этой знаменитой магистрали.
А какой он БАМ? Какие города и поселки есть? И какая там сейчас жизнь? Мы очень хотели увидеть все своими глазами. И поэтому в начале сентября, пока еще не так холодно и природа не уснула, отправились, пожалуй, в самое длинное наше железнодорожное путешествие.
Можно было из Москвы долететь до Красноярска или Братска, а оттуда уже поездом до Тайшета, чтобы начать с самого начала путь по стройке века. Но, мы настроились на очень длинное путешествие и решили воспользоваться только поездом. Хорошо это или плохо, но такое было наше решение.
От Тайшета до Лены шла дорога, сданная в эксплуатацию в 1958 году. От Лены до Комсомольска -на-Амуре в 1989 году. От Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани ещё в 1947 году.
Тайшет
Байкало-амурская магистраль начинается с Тайшета. Это небольшой районный городок в Иркутской области с населением 32 тысячи. Стоянка поезда 50 минут, мы вышли не только на платформу, но и немного в город. Погода стояла замечательная: солнышко, тепло. На деревьях ещё красовалась сибирская черемуха, такая сладкая и душистая.
Тихие улицы, пятиэтажки, неспешно идущие люди и много цветов, которые несмотря что начало сентября цвели, а значит ещё заморозков ночью не было..
Вихоревка
Город Вихоревка Братского района Иркутской области стоит на левом берегу реки Вихоревы. Здесь Вихорева и Убь сливаются. Население всего 20 тысяч.
Даже не выходя в город, из платформы, можно увидеть арку Святителю Николаю на привокзальной площади.
Братск
Один из крупных городов Иркутской области. Население более 220 тысяч. По железной дороге несколько остановок делает даже пассажирский поезд. К сожалению, мы ехали уже поздно вечером по Братску, поэтому могли любоваться только городом в "огоньках".
Одна из достопримечательностей города конечно, ГЭС. Помню почти 30 лет назад, когда была на практике в оздоровительном лагере, были с детьми на экскурсии на ГЭС. Вот впечатлений было!
Усть - Кут
Город трех названий. Железнодорожная станция Лена, аэропорт Усть-Кут, речной порт Осетрово. Город Усть-Кут Иркутской области . Население 40 тысяч. Расположен в месте слияния рек Лены и Куты.
Северобайкальск
О, этой станции я ждала с нетерпением. Поезд приходил днём и стоянка 65 минут. Недалеко от вокзала есть смотровая площадка, и его величество Байкал!
Конечно, мы сходили на Байкал и полюбовались его масштабами и красотой. Это необъятное озеро и такое прекрасное! Кстати, вода читая и прозрачная, не то, что в Черном море...
Северомуйский тоннель
А дальше нас ждал Северомуйский тоннель! Самый длинный тоннель в России. Его длина составляет 15 343 метра! Это что-то! Впечатление, как-будто из-под земли не вынырнешь, всё едешь-едешь и конца нет... А сколько сил отдали люди, которые строили его, просто в голове не укладывается. А сколько и жизнь отдали...мемориальная табличка о погибших строителях расположена на стеле.
Таксимо
Посёлок городского типа расположен на правом берегу реки Муя, Бурятия. Поезд прибыл вечером, стоял около часа, т.к. здесь меняется локомотив. А мы, тем временем, под небольшим дождиком прогулялись по посёлку. Население всего 7 тысяч, но такой благоустроенный посёлок, оставил приятное впечатление.
Кстати, многие наши попутчики вышли на этой станции, т.к. здесь проходит автомобильная дорога, ведущая к центру золотодобывающего района - города Бодайбо Иркутской области. Многие вахтовики вышли, а мы продолжили свой путь.
Новая Чара
Около часа ночи ждала нас ещё одна станция с большой стоянкой Новая Чара. Тоже посёлок городского типа, но уже Забайкальского края. Население всего 3 тысячи. Возле вокзала сразу пятиэтажки, торговый центр, но освещения нет. Поэтому, хоть стоянка и большая была, а посёлок можно было обойти, по темноте ничего не увидели.
Зато увидели, что в составе нашего поезда в самом начале идёт вагон-рельсосмазыватель. До этого я никогда не видела, чтобы вот так в составе пассажирского поезда, был такой интересный вагончик.
Здесь, как и в Таксимо много вахтовиков вышли. Одних сразу увозили машины, а другие ждали, когда за ними приедут.
Тында
Поезд шёл пятые сутки и прибывал в столицу БАМа город Тынду. Население 32 тысячи. Стоит на реке Тында. Встретил нас город массовым строительством дорог. Даже на главной улице был снят асфальт, но новый ещё и не думали ложить. Видимо, ждали зимы))
В городе есть кинотеатр, драматический театр, храмы и суперский музей БАМа! Вот серьёзно, такое сильное впечатление на меня произвёл. Я по сути не люблю ходить по музеям, ну не моё это. А поскольку Тында небольшой город, вот и пошли. Но! Я ни на минутку не пожалела, что пошла.
А дальше мы ехали поездом Тында - Комсомольск-на-Амуре. Поезд ехал медленно, остановок больших не было, собственно и городов то здесь нет, несколько поселков и разъезды. Опять в основном ехали вахтовики.
Верхнезейск
Поселок с населением 1300 человек в Зейском районе Амурской области. Расположен на северо-восточном берегу Зейского водохранилища.
Февральск
Рабочий посёлок в Селемджинском районе Амурской области с населением 4500 человек. Занимаются в основном лесом и добычей угля.
Новый Ургал
Посёлок в Хабаровском крае стоит на левом берегу реки Ургал. Население 6000 человек. В основном все заняты на железной дороге. Строили посёлок силами Украинской республики.
Комсомольск-на-Амуре
Второй по величине город в Хабаровском крае. Расположен на левом берегу Амура. Население 240 тысяч. Работают предприятия пищевой, химической, нефтехимической, легкой промышленности, авиационный завод, судостроительный, нефтеперерабатывающий.
В городе есть театры, кинотеатры, музеи, художественные галереи, храмы
И участок БАМа Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань мы решили на поезде не ехать по той причине, что из Комсомольска поезд уходит вечером и в Советскую Гавань прибывает утром. Поэтому всю красоту мы ночью не увидим.
Такая поездка по дороге века у нас получилась. От Тайшета до Комсомольска у нас дорога заняла 3,5 суток. И ещё мы останавливались в Тынде на сутки. В Комсомольске-на-Амуре были 2 суток. А дальше поехали в Хабаровск, Биробиджан и по Транссибу вернулись в Москву.
Что могу сказать о поездке? Поездка чертовски понравилась! Природа обворожительна, воздух чистый, пронизан кислородом, дышится, аж дух захватывает. Особенно на участке Тында- Комсомольск.
А вот, что касается снабжения, здесь не все хорошо. Овощи и фрукты какие-то "страшненькие", безвкусные, но стоят очень даже отлично. И это в сентябре, а что тогда зимой...
По железной дороге в основном едут люди на вахту и обратно, обычные пассажиры есть, но мало. Жаль, конечно, что люди вынуждены работать вахтовым способом. Но таковы реалии.
А Вы были на БАМе? Как Вам? Впечатлил? Хотели бы посмотреть или не интересуют такие поездки? Пишите комментарии, интересно узнать Ваше мнение.