2021 год можно назвать годом Альбрехта Дюрера (1471–1528) в России. Сначала его привезли в Москву, где в Государственном историческом музее (ГИМ) прошла выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии».
Экспозиция радовала дизайном с зашифрованными метафорами. Теперь предстоит выставка, приуроченная к 550-летию мастера, которая откроется 8 декабря в Эрмитаже. Там представят вещи из запасников Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина.
Дюрер к своему труду относился очень любовно. Сын ювелира, он несколько лет учился мастерству у отца — отсюда, вероятно, его умение тщательно прорабатывать детали. Но в итоге он уговорил старших отдать его в ученики к живописцу Михаэлю Вольгемуту — Альбрехту было тогда пятнадцать лет.
Был у Дюрера и, как сказали бы сейчас, талант маркетолога: знаменитая серия «Апокалипсис» (1496–1498) недаром вышла в канун нового столетия, когда современники художника действительно ждали, что в 1500 году случится конец света — и это подогрело их интерес к графическим листам.
Пятнадцать иллюстраций «Откровения Иоанна Богослова» стали первой крупной работой молодого Дюрера, по ним его узнают и сегодня, а композиция «Четыре всадника Апокалипсиса» стала нарицательной. «Апокалипсис» выставляли на московской выставке в ГИМ, увидеть серию можно будет и в Петербурге.
Специалисты отмечают, что Дюрер стал первым из великих мастеров, для которого графика оказалась важнее, чем живопись. И в целом он был разносторонним человеком. Живя в Нюрнберге в насыщенную эпоху Возрождения, когда там кипела интеллектуальная жизнь, он сочувствовал Реформации, дружил с гуманистом Виллибальдом Пиркгеймером (1470–1530) и людьми из его круга общения, писал труды по фортификации и семейную хронику — одну из первых художнических автобиографий.
Обозначение своей самодостаточности и ценности труда — важная тема для Дюрера. В отличие от итальянских городов-государств, в тогдашней Германии художников все еще держали за ремесленников, что задевало Альбрехта. Например, известно письмо художника к франкфуртскому купцу Якобу Геллеру, который заказал ему алтарь. В тексте Дюрер пытается доказать, что стоимость работы зависит не только от размера алтаря и количества потраченной краски, но и от качества работы мастера — и что по-настоящему хорошая работа требует много времени и сил. Но заказчик, очевидно, доводам не внял.
Гравюра как средство заработка и самовыражения сулила гораздо больше, чем такой труд, — неудивительно, что художник все больше времени уделял ей. В графических работах заметно неординарное мышление художника, графика Дюрера — причудливый мир с выпуклыми персонажами и «пасхалками» в виде автопортретов. Дюрер придумал и свой авторский знак — знаменитое AD, на гравюрах его видно.
Благодаря таланту, уму и труду Дюрер стал уважаемым художником, владел своей мастерской и вел долгосрочные проекты. Он работал на императора Максимилиана I, но даже такой статус не гарантировал стабильности в доходах. Например, Дюрер с помощниками три года делал для Максимилиана гравюру с изображением триумфальной арки размером три на три с половиной метра, но плату за работу постоянно задерживали, потому что в казне было пусто. В 1512 году Максимилиан I предложил в качестве гонорара освободить художника от налогов, но городской совет Нюрнберга был против этой идеи.
Когда Дюрер в очередной раз напомнил императору, что его работу неплохо бы оплатить, тот назначил ему пожизненную пенсию — сто гульденов в год. Это было в 1515 году, но уже в 1519-м император умер и пансион Дюреру выплачивать перестали. Чтобы подтвердить свое право на выплаты, художнику пришлось ехать в Нидерланды на коронацию Карла V с просьбой к новому императору оставить в силе его право на сто гульденов. Это, к слову, немало: дом Дюрера в Нюрнберге стоил 275 гульденов.
Между финансовыми перипетиями и теоретическими трудами художник создал прославившие его гравюры, которые в этом году и показывают в российских музеях.
Для справки:
Сотрудничество банка ВТБ и Государственного Эрмитажа началось в сентябре 2013 года. Банк содействует выставочной деятельности музея, пополнению его фонда произведениями искусства, реализации самых смелых и новаторских проектов Эрмитажа. В 2017 году при поддержке банка ВТБ в музее прошла выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь». В 2019 году банк выступил генеральным спонсором выставки «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова», в декабре 2020 года — выставки «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре», а в 2021 году при поддержке ВТБ в Эрмитаже будет организована выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения».