- Если цыганская невеста не сохранила девственность до первой брачной ночи, то не только она, но и вся её семья, покрывается позором. «Порченую» цыганку отправляют назад в дом родителей. И в будущем никто не захочет взять её в жены. Ну, а если она доказала свое благочестие, то после обряда всем гостям прикалывают на одежду красные цветы - символ невинности. И снова поют и пляшут. По нескольку дней. Всем табором, - ответила мама Надя.
Не родись красивой: начало истории
Несколько вечеров подряд меня просвещали, рассказывая о традициях и свадебных обычаях цыган. Я уже устала слушать. И мне было непонятно, почему такое большое значение цыгане придают этим устаревшим обрядам. Весь мир двигается вперёд, и только цыгане, такие вольные и свободные на первый взгляд, оказываются настолько архаичными, что даже русский домострой по сравнению с их отношением к женщине, кажется не таким суровым.
- Зачем так много ритуалов с этой простынкой, спросила я маму Надю. – Зачем класть её на поднос или в корзинку и всячески украшать, да еще песни петь над ней?
- Потому, что эта простынка приносит счастье и богатство. И молодым, и их родителям, и всем цыганам этого рода. Она потом хранится у матери невесты. Это доказательство того, что семья честная и порядочная, и что можно и к другим дочерям – сестрам невесты теперь свататься.
- А зачем переодеваться в другое платье на второй день свадьбы?
- Потому что невеста стала женой. И переодевается она только после обряда выноса чести. Белое платье сменяется на красное. Волосы собираются в узел, а голова покрывается платком. Всё. Теперь она замужняя женщина. И никто, кроме мужа, не может видеть её распущенных волос. С этого времени без покрытия головы она уже не имеет права выходить в люди.
- Впрочем, сейчас, уже всё проще, - вздохнула мама Надя, - Цыганке достаточно просто прибирать волосы с помощью шпилек, прикрывая венчиком узел из волос.
Ушли из жизни, по словам мамы Нади, и другие цыганские обряды, например, принесение женихом и невестой двух свечей на берег реки, а затем наблюдение за ними. Свечи должны долго и ровно гореть вместе и если потухнуть, то почти в одно время. А вот если одна свеча затухает сразу же, а другая долго горит, то это плохой знак для молодой цыганской семьи.
- А еще был обряд братания, - сказала мама Надя. - Это когда после первой брачной ночи молодым делали надрезы на руках и скрещивали их. И только после смешивания крови они становились полноценными родственниками. Для меня и для Богдана это делали. Тем более, что я русская. И надо было, чтобы во мне теперь была капля цыганской крови. Сейчас уже не всё так строго исполняется, как раньше. Но главное – символ невинности. И этот обряд исполняется всегда. Практически в неизменном виде. Это залог семейного счастья цыганки…
Я спросила маму Надю:
- А бывают ли обманы с «выносом чести» и видела ли она сама «позор невесты»?
- Да, бывают, но очень-очень редко. В городских цыганских семьях молодых уже не смущают и оставляют их в спальне одних. Уважаемые женщины сидят в коридоре за дверью. Чаще всего это две сватьи - матери молодожёнов. Они потом всё проверяют. А чтобы не было обмана, «пятно невинности» поливают водкой. Если оно расплывается, значит всё нормально. Кровь животных – куриная или гусиная от спирта темнеет.
- Так вот, - продолжила Надя, - побывала я однажды на такой свадьбе. Страшно даже вспоминать… Это было огромное горе. И огромный позор. Для всех. Для молодых, для их родни и для всех гостей. Всем было стыдно.
На той свадьбе жених сам справился. Никто к ним не заходил и не стоял над душой. Сидели и ждали в соседней комнате. А потом жених вышел и сказал, что невеста не девочка.
А она плакала и говорила, что она ни в чём не виновата и не знает, почему так получилось.
Три уважаемые цыганки, узнав об этом, принесли тогда гостям белую простыню. Они были печальные, с опущенными головами и шли без песен.
Все гости, завидев их, стали бить ложками по тарелкам и улюлюкать. А отец жениха повесил на отца невесты лошадиный хомут. За то, что его «дочь с червоточиной», а значит и он виноват, что плохо ее воспитал. Для цыган это самый страшный позор на свете!
В старые времена отец даже мог лишить дочь жизни после такого позора. А сейчас, если такое всё-таки случается, хоть и очень редко, то эта семья становится изгоем в цыганском обществе. Им приходиться уезжать в другое место, где никто о них ничего не знает. Но это трудно. Сохранить такое в тайне. Цыганская молва далеко плывет…
На той свадьбе и родители, и все гости плакали… Потому, что родители дружили семьями и почитали друг друга. И вот теперь один друг должен был вешать хомут другому другу и улюлюкать. Но это традиция. И она должна быть исполнена, во что бы то ни стало, как бы не было всем тяжело...
Не дай Бог такое увидеть и такое пережить! Я слышала потом, что семья эта была вынуждена уехать, отец и мать после такого позора слегли и прожили недолго, а опозорившая их дочка свела счёты с жизнью – утопилась.
Мама Надя в испуге перекрестилась и сказала: - Свят, свят, свят! Ой, лучше и не вспоминать такое! Тем более на ночь глядя!
Я была под большим впечатлением от рассказа мамы Нади и запомнила его. И больше всего то, что невеста плакала и говорила, что ни в чём не виновата. Значит, она на самом деле была ни в чем не виновата. И самое страшное было в том, что ни жених, ни родители не поверили и не пожалели молодую девушку. Представляю, как же горько ей было стать без вины виноватой. Потому и предпочла лучше утопиться, чем жить с таким бременем на душе.
Много лет спустя я прочитала о том, что у довольно большой части девушек девственная плева очень растяжимая и гибкая, поэтому не рвётся сразу и не кровит. И тогда, возможно, древний обычай, когда в этот процесс вмешивались опытные женщины, а не юный жених, был бы более уместен… Сколько же ни в чём не повинных девушек пострадали от этого? Страшно даже представить…
Ну, а потом я спросила маму Надю:
- А что же происходит дальше? Если невеста проверена и всё хорошо?
- Ну, а потом наступает обычная цыганская жизнь. Чаще всего - с родителями мужа, сказала мама Надя. - Если позволяют средства, то через какое-то время молодые строят свой собственный дом. А вам с Сашко, очень повезло. У вас сразу будет новый дом.
Средств у барона достаточно, у него и самого дом крепкий, кирпичный. Внутри дома всё красиво и удобно. Там всё, как во дворце, на потолке – лепнина, а на полу и стенах - ковры. На полках много дорогого фарфора и хрусталя. И ты будешь так жить. И не у него в доме, как другие невестки, когда надо раньше всех вставать и позже всех ложиться, да еще и угождать всем. Ты сразу хозяйкой войдешь в свой собственный дом. Барон уже пообещал Богдану, что скоро построит вам его.
А еще барон обещал маме Наде, что рожать я буду только в больнице, а не на дому, как ее дочка, умершая в родах. Барон, по-видимому, чувствовал свою вину и ответственность за погибшую невестку Божену. Ведь ее выдали замуж за его старшего сына. Сейчас он, после годового траура, женился на другой девушке. У них свой дом и она уже ждёт второго ребенка. И первого родила нормально под надзором собственных повитух. Как и принято у цыган. Но он решил пойти навстречу Наде и Богдану, уважить их просьбу в память о Божене. Более того, он намерен сделать самую шикарную на свете свадьбу. Ведь сам барон женит своего сына.
Вот так помпезно и с большим размахом готовили и ждали всем табором мою свадьбу. И избежать ее не было никакой возможности.
Если бы не случай… Который часто является слугой судьбы.
Дорогие мои читатели! Спасибо за Прочтение и Комментарии, за Лайки и Подписку. С теплом, ваш автор: Елена Сидоренко
Читайте другие "ИСТОРИИ О ГЛАВНОМ":
Истории от Палыча: Глава 1. Пока живешь - надо помогать