Найти тему
Север неизвестный

700 рублей за ночь в самой странной гостинице. Решили не отдавать

Оглавление

Кругом горы, тундра, горы, тундра, карликовые берёзы, мхи, горы, тундра... Едем по заполярной железнодорожной ветке Чум-Лабытнанги. Поезд останавливается на безлюдных станциях: облезлые собаки, скудные магазины, неясного предназначения постройки. Выходят и заходят на этих станциях по одному-два человека, да и то удивляет: казалось бы, куда? Кто-то с неизвестной целью сходит на станции 110-й км, где еще видны остовы зданий заброшенного посёлка геологов.

Станции и города в Заполярье связывает только железка, никаких асфальтовых дорог тут нет
Станции и города в Заполярье связывает только железка, никаких асфальтовых дорог тут нет

Заполярная глухомань

А следующая остановка - станция Собь, на границе Коми и Ямало-Ненецкого округа. Это самая середина Полярного Урала, где нет ни людей, ни дорог, ни магазинов, ни сотовой связи. Только желтое здание станции да несколько ветшающих домиков от прежнего поселка. Символическая стоянка - одна минута. Люди тащат мешки, вёсла, каски, покрикивают друг на друга. Торопятся в вагон и из вагона, а перрон наполняется туристами.

В расписании стоянка на Соби - одна минута, но десятки туристов с рюкзаками часто задерживают отправление
В расписании стоянка на Соби - одна минута, но десятки туристов с рюкзаками часто задерживают отправление

На станции Собь работников РЖД перевели на вахтовый метод работы, поэтому постоянных жителей здесь нет. Весной 2021-го эти необъяснимые с практической точки зрения остановки со стоянкой в минуту хотели закрыть - никто ведь не живет. Но народ отстоял.

Станция для пассажиров закрыта, поэтому своего поезда при любой погоде приходится дожидаться на улице
Станция для пассажиров закрыта, поэтому своего поезда при любой погоде приходится дожидаться на улице

Тут действительно никто не живет, но круглый год немало путешественников, а иначе, как добраться на поезде сюда невозможно. Зимой выгружаются с горнолыжным снаряжением, летом - с байдарками для сплава и рюкзаками для похода по горам Полярного Урала. Да и местные оленеводы ездят отсюда по делам в Воркуту или Лабытнанги.

О гостинице на Соби для этого разномастного люда никогда не думали. И они сами устроили то, что проще всего было привезти - вагоны. Советские, списанные, купейные вагоны.

 Некоторые туристы, устав от похода, спешат заселиться в вагон. Меня же ни разу за несколько поездок туда не тянуло. Может просто с погодой везло?
Некоторые туристы, устав от похода, спешат заселиться в вагон. Меня же ни разу за несколько поездок туда не тянуло. Может просто с погодой везло?

Бизнес на пенсии

Они стоят неподалеку от станции, и сначала даже не понять, что заменяют собой гостиницу или турбазу. Кажется, что на железнодорожной ветке доживают отслужившие свое вагоны. Но нет, этой гостиницей без названия заведует пенсионерка из Воркуты. Говорит она громко, твёрдо, почти командует, бодро ходит и следит за тем, чтобы всё было как надо.

Зимой в гостиницу-вагон просто так не попасть, нужно бронировать места заранее
Зимой в гостиницу-вагон просто так не попасть, нужно бронировать места заранее

Вагон-турбаза появился на Соби 40 лет назад - обустроили его горнолыжники из Воркуты. А в последние годы воркутинка, чтобы не скучать на пенсии, с началом туристического сезона переезжает на почти безлюдную станцию и присматривает за жилыми вагонами. Предлагает путешественникам ночлег, баню после похода и берет плату за переход по подвесному мосту, тоже, кстати, построенному заполярными энтузиастами. Неизвестно, что было раньше - появился материал для гостиницы или материал нашёлся под идею, но на советский вагон, поставленный на прикол в тундре, всегда есть спрос.

Почти как в поезде, только вид за окном не меняется
Почти как в поезде, только вид за окном не меняется

Вагон снят с рельс и стоит на толстых деревянных подпорках, выкрашен серебристой краской, на крыше развевается выцветший российский флаг. А на боку клеймо, из которого узнаём, что вагон сделан в 1959 году в городе Калинин (Тверь).

Рядом со станцией находится подвесной мост через речку Собь, за переход по которому еще надо заплатить.
Рядом со станцией находится подвесной мост через речку Собь, за переход по которому еще надо заплатить.

«Влез в отцепленный вагон...»

Поезда как будто бы созданы для долгого и приятного сна, поэтому вагон-гостиница вещь замечательная, на мой взгляд. Тем более, что тепло и уют в таких местах просто необходимы. Когда спускаешься с гор в непогоду, в дождь или пургу, промок, продрог и ставить палатку кажется убийством, то выручает заполярная бизнесвумен со своим вагоном.

Впрочем, на мой взгляд, тут не очень комфортно. Не все окна в вагоне открываются, приток свежего воздуха отсутствует, поэтому сырой дух, затхлость и духота никуда не уходят. Но, опять же скажу, что среди тундры любое тёплое место - уже замечательно.

Вместо дверей в купе - простые занавески, а для походной одежды - крючки в коридоре
Вместо дверей в купе - простые занавески, а для походной одежды - крючки в коридоре

Сама станция для пассажиров закрыта, жилых домов в Соби нет, поэтому у приезжих выбор невелик - вагон или походные условия. Поскольку мы были на Соби летом и не хотелось менять дикую природу на душное помещение, то выбрали ночь в палатке на берегу реки, с приготовлением пищи на костре и комарами.

Те, кто хочет после гор вернуться в цивилизацию, заселяются в вагон-гостиницу. Там нет комаров и ветра, зато есть холодильник. Небольшое помещение приспособлено под кухню и столовую, стены в которой увешаны множеством фото альпинистов разных лет. Спальные места как в обычном вагоне, с той лишь разницей, что бельё разноцветное и разношёрстное. Из удобств - туалет и электричество для подзарядки техники.

Пожить сутки стоит 700 рублей. Почти как билет в ближайший город - с той лишь разницей, что здесь ты просыпаешься там же, где уснул.

Участок пути Чум-Лабытнанги относился к так называемой стройке 501. Эту трансполярную магистраль строили заключенные с 1947 по 1953 годы.
Участок пути Чум-Лабытнанги относился к так называемой стройке 501. Эту трансполярную магистраль строили заключенные с 1947 по 1953 годы.

Смотрю из окна поезда - и вагон как будто поехал. А нет, это тронулся поезд, в который мы погрузились с рюкзаками. А тот, который гостиница, остался на месте - показывать из окон один и тот же вид.

СТАВЬТЕ👍, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ ИСТОРИИ: