3,5K подписчиков

Как я делал заземление на даче

1,2K прочитали

Не могу сказать, что я фанат инструкций и правил, однако заземление на даче решил сделать. Всё-таки это безопасность, и это важная составляющая электробезопасности.

Правда, решил обойтись полумерой - купить готовый комплект штырей заземления и ограничиться одной точкой. Подумал, раз уже это продаётся, то какой-то эффект от этого всё-равно есть. Замеры не делал, потому как с работы меня уволили и доступа к приборам я не имею. Но может по весне попрошу у мужиков прибор на пару деньков - хотелось бы проверить качество такого заземления.

Такие готовые наборы продаются нескольких видов. Я взял самый дешёвый - два штыря по 1,5 метра, которые соединяются вместе и образуют таким образом штырь длиной 3 метра. Этого более чем достаточно для преодоления глубины промерзания в нашем регионе.

Не могу сказать, что я фанат инструкций и правил, однако заземление на даче решил сделать. Всё-таки это безопасность, и это важная составляющая электробезопасности.
Не могу сказать, что я фанат инструкций и правил, однако заземление на даче решил сделать. Всё-таки это безопасность, и это важная составляющая электробезопасности.-2

Комплект мне обошёлся в 5890 рублей. Не так уж и дорого на самом деле. Если бы я стал делать контур заземления сам из металла, то вышло бы не дешевле, или даже дороже. Сам металл сегодня очень дорогой, да ещё потребовались бы услуги сварщика. Правда, тут есть ещё вопрос качества и надёжности. Но его мы пока не обсуждаем.

Итак, для начала я выкопал траншею. Дело в том, что мне надо было пробросить кабель из дома в летний домик (если его можно так назвать). Кидать сопли по воздуху я не люблю, поэтому стараюсь прокладывать кабели под землёй. Вот такая яма получилась:

Не могу сказать, что я фанат инструкций и правил, однако заземление на даче решил сделать. Всё-таки это безопасность, и это важная составляющая электробезопасности.-3

От траншеи я сделал небольшой отвод для заземления (это видно на фото).

Дальше почитал инструкцию. Там всё достаточно просто. На первый штырь прикручивается острый наконечник, который облегчает, хоть и немного, забивание штырей в землю. На другой конец штыря через соединительную муфту накручивается ударно-приёмная головка (её вы увидите на двух последних фото). По ней, в общем-то, и надо долбить.

Советуют делать это перфоратором. Но у меня перфоратора не было, поэтому я справился с этой задачей с помощью обычной кувалды - бил потихоньку, и за несколько минут первый штырь ушёл на достаточную глубину в землю.

После этого ударно-приёмная головка откручивается, и вместо неё наворачивается соединительная муфта с токопроводящей пастой, а в эту муфту заворачивается второй стержень (всё это входит в комплект):

Не могу сказать, что я фанат инструкций и правил, однако заземление на даче решил сделать. Всё-таки это безопасность, и это важная составляющая электробезопасности.-4

Потом процесс “добёжки” продолжается.

Надо сказать, что вбивать стержни не очень-то легко, но и не так уж и трудно. С перфоратором бы наверно было вообще всё просто. Но и кувалдой я их забил за несколько минут - достаточно лёгкими ударами. Разумеется, надо при этом держать стержень вертикально и стараться, чтобы он как можно меньше вибрировал в горизонтальной плоскости.

После того, как штыри были забиты, с помощью специальных хомутов к ними присоединяется проводник. На фото он кажется тонким. Но на самом деле это медный провод сечением 10 мм.кв. Так что здесь всё в порядке.

Не могу сказать, что я фанат инструкций и правил, однако заземление на даче решил сделать. Всё-таки это безопасность, и это важная составляющая электробезопасности.-5

В инструкции сказано, что место подключения к проводу надо заизолировать. Для этого в комплекте есть специальная изоляционная лента, с одной стороны которой фольга, а с другой - довольно толстый слой какого-то липкого герметика. Ленты в комплекте достаточно, поэтому всё замотал не на один слой:

Не могу сказать, что я фанат инструкций и правил, однако заземление на даче решил сделать. Всё-таки это безопасность, и это важная составляющая электробезопасности.-6

Ну вот и всё. Осталось только закопать траншею. Надеюсь, что такое заземление всё-таки будет работать. Ведь штыри ушли в землю примерно на 3,5 метра (с учётом глубины траншеи). Но по возможности, конечно, постараюсь сделать необходимые измерения, чтобы убедиться, что сопротивление соответствует требованиям правил.