Не успел закончиться сентябрь, а первая точка кипения уже достигнута. Случилось это ровно посередине рабочей недели, в среду. Точнее, ситуация начала назревать с выходных. Начало учебного года - время всегда напряжённое. После размеренной отпускной жизни нужно перестроиться в рабочий ритм самим, настроить на этот ритм учеников - это само по себе непросто. Плюс ежегодная отчётность, количество которой всё ещё растёт, несмотря на все обещания вышестоящих начальников. Электронная почта школы пестрит пометками "Важно! Срочно!" В учительский чат сыплются новые и новые указания от завуча.
После длительных дождей надо в ускоренном темпе наводить порядок на огородах. Плюс повседневные женские дела по дому, способные превратить жизнь в бесконечный день сурка. В результате в мозгу всё ярче разгоралась пульсирующим тревожным светом кнопка "Не успеваю!"
Обычно в таких случаях мне помогает рукоделие. Вязание или вышивка для моей нервной системы сродни медитации. Но я переоценила своё терпение, откладывая момент релаксации до четверга. Потому что в четверг должен быть первый методический день. Первый за несколько лет, с тех пор как школа перешла на пятидневку. В этом году я попросила завуча выкроить для меня такой день по семейным обстоятельствам. Первый в этом учебном году, потому что весь сентябрь пришлось замещать заболевшую коллегу. И, поскольку выходные прошли в домашних хлопотах, я ждала четверга.
Но моя нервная система дала сбой раньше. В среду утром, собираясь на работу, я уже чувствовала, что предел близок. Результат: один не к месту заданный мужем дурацкий вопрос, и полились слёзы, контролировать которые было невозможно. Я плакала, одеваясь, чтобы успеть к первому уроку. Плакала в машине по дороге на работу: меня отвозил муж, потому что автобус я пропустила.
На первом уроке у меня мой девятый класс. Набираю номер одной из девочек и прошу открыть мне пожарный выход. Мой кабинет как раз рядом, можно тихонько проскочить незамеченной, чтобы не проходить через всю школу и не светить заплаканной физиономией. По этой же причине позвонила не коллеге, а ученице: коллеги будут задавать вопросы, а я не в состоянии на них отвечать.
Прячусь в лаборантской своего кабинета физики, пытаюсь привести в порядок лицо. Звенит звонок, я слышу, как за перегородкой в класс заходят дети, весело переговариваясь, готовятся к уроку. Надо выползать из убежища.
Конечно, они видят последствия моей истерики. Затихают, настороженно переглядываются. Раздаю задачники, сажусь не за свой стол, а за одну из парт (благо свободных много), вызываю к доске первого ученика. Я часто так поступаю, когда дети отвечают у доски: сажусь в классе, мне оттуда удобнее наблюдать за отвечающим, да и ребёнок чувствует себя спокойнее, когда над душой не стоишь.
Вы когда-нибудь замечали, как успокаивает решение задачек по физике? А вот попробуйте.)
К концу урока я успокаиваюсь окончательно. Но день только начинается. Нужно писать олимпиаду по физике. В этом году школьный этап всероссийской олимпиады школьников по математике и физике проходят в режиме онлайн на сайте платформы Сириус. Хорошо, сегодня нет учителя истории, по совместительству информатики, можно не ждать окончания уроков, использовать для олимпиады образовавшиеся у детей "окна". Кабинет информатики тоже свободен, причём он рядом с моим, тоже хорошо.
На втором уроке усаживаю 9 класс писать олимпиаду, точнее, только двоих: Светку и Димку. Всего их четверо, одна девочка болеет, ещё одну оставшуюся тоже забираю к себе, даю задание по алгебре. На урок приходит другой класс. Минут через 15 в дверях появляется Димка: "Я уже закончил, а у Светки время истекло!". Как так истекло, олимпиада на 60 минут? И как это он справился? Бегу в кабинет информатики. У Светки закончилось время, отведённое для первого задания, она запаниковала. Объясняю, продолжает работать. Учиняю допрос Димке: как это он так с лёту всё сделал? Виновато улыбается: "Я думал, после окончания работы ответы покажут, я Светке дам списать". Святая простота! И, главное, из 4 заданий у них со Светкой только два совпали( ну или им так показалось)! Ругаю, Светке строго-настрого наказываю без меня не завершать работу, убегаю к себе.
Звонит директор: "Вы не сдали в РОО отчёт по..." Дело в том, что завуча по воспитательной работе у нас давно сократили, завучу по УВР оставили полставки, весь объём работы ей одной не потянуть. Поэтому излишки "организаторской" работы делятся между коллегами по-братски (а порой и не очень). Про то, что в этом году я отвечаю за данную часть отчётности, мне сказать забыли. Мысленно посылаю несколько "добрых" слов в адрес тех, кому этот отчёт жизненно необходим, вслух говорю, что после уроков сделаю.
Перемена. Бегу в кабинет информатики. Светка заканчивает последнее задание. А сохранить его мы уже не можем: пропал Интернет! Пытаюсь разобраться, проверяю соединение кабелей, вроде всё в порядке. Время уходит, соединения нет, дети идут на следующий урок, я тоже. На следующей перемене Интернет появился, 7 и 8 классы написали без эксцессов.
Уроки закончились. Делаю отчёт. Сгребаю в сумку непроверенные тетради. Сил нет. Созваниваюсь с мужем, он на даче, занят. Плетусь на дачу пешком. Думаю: "Хорошо, что с утра проревелась, иначе точно сегодня кого-нибудь прибила бы".
Поле и лес встречаю меня в новых красках. Ещё совсем недавно, глядя из окна своего кабинета, я показывала, что лес вдалеке совсем зелёный. Всё изменилось буквально дня за два: будто спешно наряжаясь к празднику, деревья одно за другим преображаются, примеряют осенние наряды, и красуются друг перед другом, сравнивая, у кого золота больше, а у кого оттенки ярче и глубже.
Вот и осеннее солнце сподобилось наконец-то, разогнало хмурые дождливые тучи и выбралось на голубой небосклон. Катится скоренько в закатную сторону и не понимает, наверное, что и эта пронзительная небесная синь, и разгорающееся лесное пожарище - это всё для него и в его честь.
Сворачиваю с дороги в лес и тут же натыкаюсь на мухоморы. Если грибов нынче много, то мухоморов просто видимо-невидимо. Не могу я припомнить за всю свою жизнь такого нашествия. Мухоморов великое множество, они растут огромными полями, удивляя многообразием размеров и оттенков: от ярко-красных молоденьких красавцев до желтеющих старожилов. Своим многоцветием они украшают ковёр из опадающей листвы, и листопадные краски меркнут на их фоне.
Фотографирую яркое мухоморное изобилие, а в голове роятся мысли, как у обиженного ребёнка. Вот хорошо из министерских кресел раздавать указания, вот бы этих замечательных специалистов да в деревенские школы. Чтобы более-менее способных детей в среднем полтора человека на класс, а каждый учитель, как незаменимая боевая единица: выбыл из строя один, и остальные разрываются, пытаясь удержать оборону. И пусть бы сами воплощали в жизнь свои гениальные идеи под окрики из департамента, и чтобы положительный результат был незамедлительно, вот прямо сегодня.
В таком настроении дохожу до своей деревни. Солнечный день не оставляет попыток разогнать тучи в моей голове. Сияет золотой прозрачностью в солнечных лучах листва клёна.
Берёзки вплели в косы первые жёлтые ленты.
Беспечный павлиний глаз греет нарядные крылышки на корзиночках очитка.
И в ответ у меня рождается ласкающая душу мысль: вот достроим дом, переедем в деревню, и уволюсь. Буду выращивать овощи и цветы, вязать и вышивать, бродить по окрестностям с фотоаппаратом и...не знаю пока, что ещё буду делать...но уволюсь. Ей-богу, уволюсь!