Найти тему
PortNews

Рыбаки наловят квоты: флот Дальнего Востока обновят на 70%

Фото ПортНьюс
Фото ПортНьюс

В России готовится второй этап предоставления инвестквот «под киль». В его рамках планируется построить 30 рыболовных судов разных типов. При этом Росрыболовство выступает против навязывания типовых проектов рыбакам и надеется на появление российских проектов. Отдельной проблемой становится обеспечение нового флота судоремонтными мощностями.

В России готовится второй этап по предоставлению инвестиционных квот на вылов биоресурсов под обязательства по строительству нового рыбопромыслового, транспортного флота, соответствующей береговой инфраструктуры. Как рассказал журналистам в ходе IV Международного рыбопромышленного форума, отвечая на вопрос ИАА «ПортНьюс», заместитель министра сельского хозяйства России, глава Росрыболовства Илья Шестаков, всего в рамках второго этапа будет построено 30 рыболовных судов, в том числе 15 крупнотоннажных, а также транспортные суда. Это позволит обновить состав рыболовного флота бассейна на 65-70%.

Необходимость второго этапа программы инвестквот продиктована именно необходимостью обновления рыболовного флота Дальневосточного бассейна, а также развития в регионе соответствующей береговой инфраструктуры, в первую очередь рефрижераторных мощностей: в результате реализации первого этапа программы рыболовный флот бассейна будет обновлен лишь на 40% (Северного бассейна – на 80%).

Начало строительства перерабатывающих, портовых мощностей в рамках второго этапа предполагается начать уже в 2022 году, строительства судов - в 2023 году, хотя этот срок может сдвинуться из-за отставаний от графиков строительства на верфях. В целом второй этап рассчитан на шесть лет.

Глава федерального агентства также добавил, что ко второму этапу планируется либерализовать нормативную базу по предоставлению квот, сняв ряд требований к рыбопромысловым предприятиям, поскольку участниками второго этапа, как ожидается, станут те компании, которые уже зарекомендовали себя по первому этапу.

В настоящее время рыболовный флот строится по 16 проектам, в основном норвежским. Это вызывает определенные трудности для судостроителей: множество головных судов, необходимость переделки проектов под требования РС.

Комментируя вопрос «ПортНьюс» о проектах новых судов, Илья Шестаков отметил, что Росрыболовство выступает против навязывания определенных типовых проектов. При этом глава агентства выразил надежду на то, что российские проектные институты, накопив компетенции по переделке иностранных проектов под требования РС, смогут предложить рыболовному сообществу собственные проектные решения.

«В результате реализации программы инвестквот мы получим самый современный и эффективный рыболовный флот», - сказал Илья Шестаков.

Тем не менее, мало построить десятки судов, их еще нужно обеспечить качественной ремонтной базой. По словам главы Росрыболовства, судоремонтные кластеры целесообразно создать в Мурманске и Владивостоке, такая задача, по мнению замминистра, стоит перед Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).

«В результате реализации программы инвестквот мы получим самый современный и эффективный рыболовный флот»

«Мы сейчас с ОСК активно обсуждаем, и правительством такая задача поставлена: мы суда построим, но будет недопустимо, чтобы ремонт их осуществлялся за рубежом. Поэтому одна из основных задач, которая сейчас, в том числе, стоит перед ОСК: это создание кластера по судоремонту», - сказал Илья Шестаков.

Со своей стороны, участники судоремонтного рынка указывают на необходимость совершенствования налогового и таможенного законодательства. Как прокомментировали «ПортНьюс» в отделе маркетинга ЗАО «Канонерский судоремонтный завод», в частности, необходимо совместно с Федеральной таможенной службой (ФТС) рассмотреть возможность упрощения процедуры и ускорения таможенного оформления запасных частей, материалов и оборудования, следующих через границу для ремонта всех типов судов, ремонтируемых на российских предприятиях, по режимам, предусматривающим освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС).

Между тем, уже объявлено о планах по созданию центра судоремонта рыбопромыслового флота в Архангельске. Объем инвестиций в создание центра составит около 2 млрд руб., заявил заместитель председателя правительства Архангельской области Евгения Автушенко на рабочей встрече с участниками ассоциации «Арктический рыбопромышленный кластер» в рамках деловой программы IV Международного рыбопромышленного форума.

«Принято решение о доработке первоначальной программы по созданию центра судоремонта. Причина – необходимость дополнения ее новыми важными мероприятиями, в том числе предусматривающими строительство железнодорожной ветки в порт, приобретение плавдока», – сообщил Евгений Автушенко.

По словам Евгения Автушенко, правительство области обсуждает с рыбаками вопрос о возможных и интересных для них мерах государственной поддержки и выработке механизмов льготного налогового режима.

Если говорить о статусе проекта второго этапа программы предоставления инвестквот, то, по словам Ильи Шестакова, его рассмотрение ожидается уже в осеннюю сессию нижней палаты парламента.

Читайте больше отраслевых публикаций на сайте www.portnews.ru