Найти тему

ОСНОВЫ ВРАЧЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

Особенности врачебной деятельности, основанной на взаимном

доверии больного и врача, на желании врача облегчить страдания

больного, породили особые нормы поведения врача — врачебную

этику и деонтологию.

Врачебная этика (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) как

часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача,включая совокупность нормего поведения и морали, чувство про

фессионального долга и чести, совести и достоинства. Она охваты

вает вопросы взаимоотношений врача с больными, их родственни

ками, другими медицинскими работниками, коллективом и общест

вом, определенные нормы его поведения в быту.

Под врачебной деонтологией (от греч. deon — должное) по

нимают принципы поведения медицинских работников, направлен

ные на максимальное повышение пользы лечения и устранение по

следствий неполноценной медицинской работы. Таким образом,

врачебная деонтология является частью врачебной этики, врачеб

ной морали.

Некоторые новейшие достижения медицины, такие как транс

плантация донорских и трупных органов и тканей, реаниматология

(в частности, необходимость принятия решения оборвать жизнь) и

другие, заставляют поновому рассматривать традиционные нормы

медицинской деонтологии. Дифференциация медицины — в настоя

щее время насчитывается более ста врачебных специальностей —

способствует широкому применению медицинской техники. Былой

принцип: «Врач — больной» заменяется новым: «Врач — прибор —

больной». Однако порой за техническими средствами и множеством

консультантов пациент не видит своего лечащего врача и не может

поделиться с ним своими сомнениями и переживаниями.

Важнейшее качество, необходимое врачу, — любовь к своей про

фессии. А. П. Чехов писал: «Профессия врача — это подвиг, она тре

бует самоотречения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть

яснымумственно, чистымнравственно и опрятнымфизически».

Труд врача действительно не лишен героизма, но этот героизм по

вседневный, обыденный, полностью лишенный внешних атрибу

тов. Вместе с тем это благодарный труд, приносящий порой огром

ное удовлетворение.

Врач не может ограничиться только тем, что ему дается в вузе,

чему его учат слово и дело преподавателей. Он должен самостоя

тельно пройти нелегкий путь внутренней работы над собой, само

воспитания. Врач должен быть широко образованнымчеловеком,

ориентироваться в прикладных науках, искусстве и литературе,

имеющих большое значение в некоторых разделах медицины (пси

хологии, психиатрии, гигиене и т. д.).

В деятельности врача решающую роль играют его профессио

нальный опыт и квалификация. Однако даже опытный специалист

не застрахован от ошибок. Они могут быть связаны с тяжелым со

стояниембольного, отсутствиемвозможности провести дополни

тельные исследования, а иногда и с незнанием, невнимательностью.

Чтобы уменьшить риск ошибок, необходимо учиться клиническомумышлению постоянно, не только в вузе, но и в течение всей жизни.

Люди, не утруждающие себя этим, к счастью, редко становятся вра

чами — эта профессия кажется имслишкомхлопотной. Авторы по

лагают, что причиной большинства диагностических ошибок все же

являются нарушение схемы обследования больного и недостаточ

ная тщательность обследования. В этой связи особое внимание

в настоящемпособии уделяется правилампроведения обследования

больного, соблюдению алгоритма сбора данных и построения диа

гностического процесса.

Однимиз главнейших условий самовоспитания врача является

самокритичность. Он должен стать суровым судьей самому себе.

Способность признать свои ошибки, осмыслить причины, привед

шие к этому, — непременное условие дальнейшего профессиональ

ного роста. Подобный пример показал Н. И. Пирогов, обнародовав

все свои ошибки и неудачи.

Профессия врача требует высокой культуры и интеллигент

ности. Высокая культура медицинского работника неразрывно свя

зана с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошимвра

чомтот, кто не является хорошимчеловеком, который благожела

тельно относится к окружающим, понимает их горести и радости,

в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помо

гает имсловоми делом.

Авторитет врача основывается на его отношении к пациенту,

на его моральных и душевных качествах: чуткости и внимании,

умении выслушать, утешить, обнадежить, вселить веру в выздоров

ление.

Врачебная мораль, исходя в первую очередь из интересов боль

ного, предусматривает определенные отступления от общих этиче

ских норм, например «ложь во спасение» и «врачебная тайна».

Человеколюбие и жизнерадостность — качества, чрезвычайно

важные для врача. Для того чтобы умело бороться за жизнь и бла

гополучие человека, нужно смотреть на эту жизнь и этого человека

широко открытыми глазами, понимать и любить людей во всем

неповторимом многообразии.

Отношения между медицинскими работниками являются одной

из важнейших проблемдеонтологии. Неверие в медицину в наше

время связано в первую очередь с низкой квалификацией вра

чей и с нарушением этических норм, а именно — неуважительным

отношениемк своимколлегам.

Осуждение действий коллеги в присутствии больного с целью

заработать себе дешевый авторитет, к сожалению, достаточно рас

пространено. В связи с этим полезно напомнить мудрое высказы

вание знаменитого арабского врача Исаака Эль Израили, жившего еще тысячу лет назад: «Никогда не отзывайся дурно о других

врачах, ибо каждый имеет свой счастливый и несчастливый час.

Пусть прославят тебя дела твои, а не язык». Заметив ошибку в пре

дыдущем лечении, необходимо незаметно для больного исправить

ее и не стремиться обвинить в этом своего коллегу, ибо неизвест

но, как протекало заболевание на томэтапе. Но не только желание

хорошо выглядеть в глазах пациента толкает врача к унижению

коллег. Порой это делается преднамеренно, чтобы дискредити

ровать другого специалиста.

Справедливость — неотъемлемая часть поведения врача, опре

деляющая все его поступки, отношения, мышление. Она органи

чески отрицает субъективизм, предвзятость, поспешность выводов

и действий по отношению к любому человеку — больному, его род

ственнику. Предвзятость в суждениях о пациенте, болезни, в отно

шениях между коллегами часто приводит к грубым диагностиче

скимошибкам, влекущимтяжелые последствия для больного.