Особенности врачебной деятельности, основанной на взаимном
доверии больного и врача, на желании врача облегчить страдания
больного, породили особые нормы поведения врача — врачебную
этику и деонтологию.
Врачебная этика (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) как
часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача,включая совокупность нормего поведения и морали, чувство про
фессионального долга и чести, совести и достоинства. Она охваты
вает вопросы взаимоотношений врача с больными, их родственни
ками, другими медицинскими работниками, коллективом и общест
вом, определенные нормы его поведения в быту.
Под врачебной деонтологией (от греч. deon — должное) по
нимают принципы поведения медицинских работников, направлен
ные на максимальное повышение пользы лечения и устранение по
следствий неполноценной медицинской работы. Таким образом,
врачебная деонтология является частью врачебной этики, врачеб
ной морали.
Некоторые новейшие достижения медицины, такие как транс
плантация донорских и трупных органов и тканей, реаниматология
(в частности, необходимость принятия решения оборвать жизнь) и
другие, заставляют поновому рассматривать традиционные нормы
медицинской деонтологии. Дифференциация медицины — в настоя
щее время насчитывается более ста врачебных специальностей —
способствует широкому применению медицинской техники. Былой
принцип: «Врач — больной» заменяется новым: «Врач — прибор —
больной». Однако порой за техническими средствами и множеством
консультантов пациент не видит своего лечащего врача и не может
поделиться с ним своими сомнениями и переживаниями.
Важнейшее качество, необходимое врачу, — любовь к своей про
фессии. А. П. Чехов писал: «Профессия врача — это подвиг, она тре
бует самоотречения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть
яснымумственно, чистымнравственно и опрятнымфизически».
Труд врача действительно не лишен героизма, но этот героизм по
вседневный, обыденный, полностью лишенный внешних атрибу
тов. Вместе с тем это благодарный труд, приносящий порой огром
ное удовлетворение.
Врач не может ограничиться только тем, что ему дается в вузе,
чему его учат слово и дело преподавателей. Он должен самостоя
тельно пройти нелегкий путь внутренней работы над собой, само
воспитания. Врач должен быть широко образованнымчеловеком,
ориентироваться в прикладных науках, искусстве и литературе,
имеющих большое значение в некоторых разделах медицины (пси
хологии, психиатрии, гигиене и т. д.).
В деятельности врача решающую роль играют его профессио
нальный опыт и квалификация. Однако даже опытный специалист
не застрахован от ошибок. Они могут быть связаны с тяжелым со
стояниембольного, отсутствиемвозможности провести дополни
тельные исследования, а иногда и с незнанием, невнимательностью.
Чтобы уменьшить риск ошибок, необходимо учиться клиническомумышлению постоянно, не только в вузе, но и в течение всей жизни.
Люди, не утруждающие себя этим, к счастью, редко становятся вра
чами — эта профессия кажется имслишкомхлопотной. Авторы по
лагают, что причиной большинства диагностических ошибок все же
являются нарушение схемы обследования больного и недостаточ
ная тщательность обследования. В этой связи особое внимание
в настоящемпособии уделяется правилампроведения обследования
больного, соблюдению алгоритма сбора данных и построения диа
гностического процесса.
Однимиз главнейших условий самовоспитания врача является
самокритичность. Он должен стать суровым судьей самому себе.
Способность признать свои ошибки, осмыслить причины, привед
шие к этому, — непременное условие дальнейшего профессиональ
ного роста. Подобный пример показал Н. И. Пирогов, обнародовав
все свои ошибки и неудачи.
Профессия врача требует высокой культуры и интеллигент
ности. Высокая культура медицинского работника неразрывно свя
зана с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошимвра
чомтот, кто не является хорошимчеловеком, который благожела
тельно относится к окружающим, понимает их горести и радости,
в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помо
гает имсловоми делом.
Авторитет врача основывается на его отношении к пациенту,
на его моральных и душевных качествах: чуткости и внимании,
умении выслушать, утешить, обнадежить, вселить веру в выздоров
ление.
Врачебная мораль, исходя в первую очередь из интересов боль
ного, предусматривает определенные отступления от общих этиче
ских норм, например «ложь во спасение» и «врачебная тайна».
Человеколюбие и жизнерадостность — качества, чрезвычайно
важные для врача. Для того чтобы умело бороться за жизнь и бла
гополучие человека, нужно смотреть на эту жизнь и этого человека
широко открытыми глазами, понимать и любить людей во всем
неповторимом многообразии.
Отношения между медицинскими работниками являются одной
из важнейших проблемдеонтологии. Неверие в медицину в наше
время связано в первую очередь с низкой квалификацией вра
чей и с нарушением этических норм, а именно — неуважительным
отношениемк своимколлегам.
Осуждение действий коллеги в присутствии больного с целью
заработать себе дешевый авторитет, к сожалению, достаточно рас
пространено. В связи с этим полезно напомнить мудрое высказы
вание знаменитого арабского врача Исаака Эль Израили, жившего еще тысячу лет назад: «Никогда не отзывайся дурно о других
врачах, ибо каждый имеет свой счастливый и несчастливый час.
Пусть прославят тебя дела твои, а не язык». Заметив ошибку в пре
дыдущем лечении, необходимо незаметно для больного исправить
ее и не стремиться обвинить в этом своего коллегу, ибо неизвест
но, как протекало заболевание на томэтапе. Но не только желание
хорошо выглядеть в глазах пациента толкает врача к унижению
коллег. Порой это делается преднамеренно, чтобы дискредити
ровать другого специалиста.
Справедливость — неотъемлемая часть поведения врача, опре
деляющая все его поступки, отношения, мышление. Она органи
чески отрицает субъективизм, предвзятость, поспешность выводов
и действий по отношению к любому человеку — больному, его род
ственнику. Предвзятость в суждениях о пациенте, болезни, в отно
шениях между коллегами часто приводит к грубым диагностиче
скимошибкам, влекущимтяжелые последствия для больного.