Найти тему

Африканские тезисы

Россия своей внешнеполитической деятельностью, Крымом и Сирией, подтвердила свой статус мировой державы. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, оценила успехи России, обозначив её как конкурента Европы наравне с США и Китаем.

Внешнеполитические действия России в Крыму в 2014 году и в Сирии, эффективная поддержка законного правительства Венесуэлы — всё это примеры локального применения военно-политических инструментов в тех точках планеты, где это обеспечивало глобальный результат.

Статус мировой державы необходимо подтверждать постоянно. Этот статус должен подтверждаться во всём: и в военно-политических вопросах, и в спорте, и в культуре, и в науке, и в знаковых внутренних проектах типа Крымского моста. Но в первую очередь, в экономике. Россия переходит к этапу своего развития, когда молниеносными действиями военно-политического характера ограничиться не получится.

22—25 октября 2019 года в г. Сочи под сопредседательством Президента Российской Федерации В. В. Путина и Президента Арабской Республики Египет, председателя Африканского союза Абдель Фаттаха ас-Сиси пройдёт Саммит Россия—Африка. В связи с подготовкой к этому саммиту были активизированы контакты, в том числе и на высшем уровне: например, в августе состоялся визит президента Мозамбика Филипе Жасинто Ньюси. В рамках этого саммита состоится Экономический форум. Это событие беспрецедентно со времён СССР.

Организация мероприятия с участием первых лиц — задача непростая и статусная. Необходимо убедить приглашённых обеспечить достойное представительство, решить вопросы протокола, обеспечить информационную поддержку, подготовить несколько десятков соглашений в экономической сфере, хотя бы о намерениях, которые будут торжественно подписаны на мероприятии. Но что ждёт участников после форума? Воспоминания о красивой картинке, соглашения о продолжении переговоров и, возможно, несколько реальных торговых сделок, приуроченных к форуму, или постоянная целенаправленная работа по реализации обоюдных выгод от сотрудничества? Известны случаи, когда разочарование от несбывшихся ожиданий, связанных с международными визитами выдающихся государственных деятелей разных стран, перевешивало позитив от самих визитов, подрывало признание высокого статуса стран-участников, приводило к потере лица (что немаловажно в международной политике) и выгодных контрактов. Важно, чтобы организация Форума не заменила системную работу в области экономических отношений России и африканских стран.

Несколько десятков двухсторонних торговых сделок не являются успехом для мировой державы. Это готовый результат статуса. Кредитные или инвестиционные соглашения, в рамках которых Россия подобно СССР потратит свои ресурсы на подтверждение своего статуса, также не могут считаться успехом. Если результат Форума будет исчерпываться только такими соглашениями, Форум окажется провальным.

Россия должна предложить Африке хозяйственный механизм долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества, механизм, который обеспечит развитие экономики стран Африки, а не разлагающее субсидирование или неравноценный обмен в ущерб странам Африки. Меньшее не соответствует масштабу мероприятия, роли, в которой африканские участники Форума ожидают видеть Россию. Что должно лежать в основе такого механизма?

Европейско-африканские отношения схематично могут быть изложены двумя принципами:

эксплуатация природных ресурсов и рынков сбыта продукции, использование пространства Африки для расширения Европы,

проповедь европейских ценностей.

Африка богата природными ресурсами, имеет значительное, хотя и в основной массе бедное население, неограниченные трудовые ресурсы, готова импортировать капитал и технологии любых экономических укладов. В целом европейско-африканский хозяйственный механизм обеспечил минимальное развитие Африки, и до сих пор ряд европейских стран обоснованно играют особую роль. Достаточно сказать, что в некоторых африканских странах почётная должность дуайена дипломатического корпуса принадлежит не старейшему по сроку пребывания послу (что является обычной практикой), а послу Французской республики.

Однако несправедливые обмены, навязываемые посредством колониальной экономической политики, оборачиваются неэффективностью и обуславливают заинтересованность стран Африки в многовекторной экономической политике. Навязывание таких европейских ценностей, как демократия западно-европейского образца, доктринёрство, идеологическая зашоренность, лицемерие, политические требования, которыми Западный мир обуславливает экономическое сотрудничество, но которые подрывают сложившиеся политические системы, — всё это создаёт дополнительные сложности в развитии отношений стран Африки с Западным миром и открывает окна возможностей для других стран.

Китай использует все эти противоречия для продвижения своих экономических интересов: месторождения полезных ископаемых, строительство капиталоёмкой инфраструктуры и сопряжённый с этим экспорт капитала, перенос производств, не требующих квалификации работников, рынок сбыта дешёвой массовой продукции. Тем не менее, особенности ведения китайцами дел, в частности, фактическое ограничение Китаем суверенитета своих экономических партнёров, также открывает окно возможностей.

-2

Прежде, чем говорить о том, что может предложить Россия, необходимо ответить на вопрос, что нужно России в Африке. Россия в отличие от Китая или Западного мира практически не нуждается в природных ресурсах, добываемых за границей. Россия не имеет излишков капитала, который необходимо экспортировать. Россия, к сожалению, не может похвастаться эффективными финансовыми рынками, предотвращающими нецелевое использование инвестиций и обеспечивающих эффективное приложение финансовых ресурсов. Россия не нуждается в переносе трудоёмких массовых производств в страны с дешёвой рабочей силой. Россия, в отличие от Китая или (в меньшей степени) Западного мира, не нуждается в трансафриканских маршрутах. Есть только две вещи, которые могут быть интересны России в Африке:

сам процесс освоения имеющихся там ресурсов, побочным эффектом чего является контроль за этими ресурсами,

рынки сбыта российской продукции.

Российская продукция по большинству товарных позиций (по позициям массового спроса) не является конкурентоспособной на мировом рынке. Исключение представляет высокотехнологичная продукция (например, ВПК, энергетика, транспорт), рынок которой не является конкурентным, и продукты питания.

Таким образом, потенциальные экономические интересы России в Африке в меньшей степени противоречат интересам Западного мира и Китая, нежели интересы этих двух участников между собой. Это позволяет претендовать России на роль эксперта, который может обеспечивать арбитраж, площадку для заключения экономических соглашений, экспертизу для внутренних потребностей африканских правительств — контроль над ресурсами. Военно-политический авторитет позволяет выступать гарантом исполнения или неисполнения контрактных обязательств между сторонами, обеспечивать безопасность инвестиционных проектов. Единственное, от чего следует предостеречь, — экспорт безопасности в отрыве от указанных выше целей является наименее эффективной реализацией имеющегося потенциала, pessimum pessimus. Некоторые партнёры России в Африке предсказуемо хотели бы ограничить роль России только этим.

Хозяйственный механизм взаимодействия России и стран Африки должен обеспечивать достижение этих двух целей. Он должен быть ориентирован на обеспечение процесса освоения ресурсов Африки, справедливого для хозяев этих ресурсов — народов и государств Африки, и выгодного для лиц и стран, инвестирующих капитал.

В истории известно немного способов формирования такого хозяйственного механизма. Основная проблема, которая подрывает кросс-граничные экономические инициативы, — это необходимость экспорта капитала страной, получающей выгоды от взаимной торговли. Именно это стало причиной разрушения хозяйственного механизма колониального капитализма XIX века (этот факт обычно лежит в тени военно-политических процессов, сопровождавших это разрушение). Именно это привело к депрессии 30-х годов.

Наиболее совершенным хозяйственным механизмом стал Бреттон-Вудс, теоретико-экономические основы которого были заложены Джоном Мейнардом Кейнсом и Гарри Декстером Уайтом (оба экономиста представляли свои страны, Великобританию и США, на переговорах в Бреттон-Вудсе). Этот механизм позволил обеспечить послевоенный экономический рост Западной Европы, экономический рост Китая. Однако к настоящему моменту он разбалансирован, что констатировал Президент России В. В. Путин в своём выступлении 07.06.2019 на Петербургском международном экономическом форуме: «главная проблема, в первую очередь сбалансированности валютных отношений и торгового обмена» к настоящему моменту опять стоит в полный рост. Перезагрузка Бреттон-Вудса на основе евро, китайских народных денег, российского рубля, какой-либо цифровой валюты — все эти варианты отличаются лишь степенью своей бесперспективности. Сложившиеся финансовые диспаритеты являются следствием накопившихся экономических противоречий.

Необходимо построение хозяйственного механизма на иных принципах.

1. Устойчивость. Обмены товарами между Россией и странами Африки — участниками хозяйственного механизма должны быть равными. Это не подразумевает вульгарного режима контроля капитала, описанного в учебниках по макроэкономике, — современная система экономической отчётности не в полной мере отражает экономическую сущность международных отношений, и её сложность не дотягивает до отраслевых стандартов финансовой отчётности, например, МСФО или Базеля (в части отчётности по рискам). Инвестиции только для финансирования экспорта.

-3

2. Справедливость. Отказ от неравноценных обменов (основы колониальной политики), вся экономическая прибыль должна оставаться в стране, участвующей в Российско-африканском хозяйственном механизме. Экономическая прибыль — это прибыль, возникающая после покрытия всех издержек инвестора, как прямых, так и обусловленных необходимостью резервировать капитал на покрытие рисков.

-4

3. Применение наиболее прогрессивных технологий.

-5

4. В рамках Российско-Африканского хозяйственного механизма потребуется создание финансовой системы, обеспечивающей функционирование этого механизма.

В финансовой системе ключевым вопросом является инфраструктура.

Оценка рисков — рейтинговые агентства, аудит, консалтинг.

Коммерческое законодательство и регулирование как основа технологий экономических отношений.

Инфраструктура контроля, разрешения споров и исполнения.

Расчёты (клиринг) внутри Российско-Африканского хозяйственного механизма.

Говорить о том, что инфраструктура должна создаваться независимо от инфраструктуры устаревших хозяйственных механизмов кажется уже излишним.

Старт даёт Москва!

Россия:

единственная империя, не уничтожавшая народы,

империя без колониального прошлого,

богатая и открытая культура, высокоразвитые технологии,

уважает и поддерживает политическую стабильность международных правил, своих партнёров,

не коррумпирует институты своих партнёров.

Всё это — прочный фундамент для прорыва к обществу устойчивого развития, решению проблем, стоящих перед человечеством. Осталось построить здание, которое должно быть достойно такого фундамента.

© С. А. Копылов, CFA, FRM