Довольно часто при расследовании уголовных дел свидетелями или потерпевшими вступают несовершеннолетние граждане. Причём иногда речь идёт не о подростках, а именно о детях.
Логично, что детский организм, в частности детская психика, заметно отличается от взрослого, поэтому при работе в ходе расследования уголовного дела с детьми необходимо обеспечить психологическую устойчивость ребёнка, чтобы не травмировать его психику и получить необходимый результат.
И казалось бы, часть 1 ст. 191 УПК РФ гласит следующее:
При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.
То есть, для того, чтобы ребёнок не стеснялся и не боялся следователя во время допроса приглашается родитель, а также педагог или психолог, присутствие которых должно создавать у ребёнка чувство безопасности и желание говорить правду.
Но теперь возникает один вопрос логичный вопрос - а обеспечивает ли педагог и (или) психолог то самое стабильное психологическое (душевное) состояние ребёнка?
Наблюдая во время допросов за поведением ребёнка, я неоднократно видел, как дети стесняются давать показания не при следователе, а именно в присутствии педагогов (как правило, классных руководителей из школы), а также психологов (как правило, социальные педагоги школы).
То есть возникает абсурдная ситуация, когда следователю, будучи абсолютно чужим человеком для ребёнка удаётся установить с ребёнком хороший эмоциональный контакт, но ребёнок боится, стесняется или опасается говорить правду из-за присутствия рядом педагога или малоизвестного психолога.
В особенности данные ситуации касаются так называемых половых преступлений (ст. 131-135 УК РФ), когда потерпевшим является несовершеннолетний или даже малолетний ребёнок. Например, преступник каким-либо обманным способом заставил ребёнка отправить ему фото со своими половыми органами (за что предусмотрена ответственность по ст 135 УК РФ), и ребёнок в ходе допроса готов рассказать следователю, что он действительно отправлял свои фото неизвестному человеку, но стесняется признаться в этом в присутствии педагога (своего учителя).
При этом обвинять в этом ребёнка нельзя, так как ему, может быть действительно стыдно сказать неприятную правду в присутствии учителя, или же он опасается, что учитель поменяет к нему своё отношение (и, например, ребёнка с родителями попросят сменить школу или он станет получать плохие отметки).
Мысли и страхи у ребёнка могут быть самые разные.
Порой бывают ситуации когда дети бояться разговаривать даже в присутствии родных родителей, чего уж говорить о педагогах и психологах.
Однако, согласно российскому законодательству допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего может быть только с обязательным допросом педагога или психолога.
Вот такие были мои мысли, высказанные по теме допроса несовершеннолетних и обаятельного присутствия при этом педагога или психолога.
Я считаю, что очень часто педагог и (или) психолог не помогают создать комфортную для ребёнка обстановку, а напротив, как раз не специально, но могут создать её.
А что Вы думаете по данному поводу? Как же поступать в такой ситуации? Пишите своё мнение в комментариях.
Если материал был интересен, ставьте лайки и подписываетесь на канал