Монархи и принцессы были лишены уединения во время одного из самых интимных занятий - рождения ребенка. Рождение наследника или наследницы было делом государственной важности, поэтому риск подмены новорожденного должен был быть исключен.
В покоях роженицы собирались толпы людей: придворные, представители аристократии, политики. Отсутствие уединения не помогало роженице, испытывающей стресс от боли и чувство ответственности за продолжение династии. Похоже, что худшему обращению подвергались французские королевы в XVII и XVIII веках...
Франция
Королева Мария Тереза, испанская жена Людовика XIV, должна была родить в начале ноября 1661 года. Последние недели беременности женщина провела в своих покоях, отдыхая и готовясь к важному событию. Все изменилось, когда 1 ноября 1661 года у нее начались роды. Затем комнату, где должны были состояться роды, заполнили несколько десятков придворных: принцессы, принцы, чиновники.
Весть о предстоящем событии распространилась по Парижу, и перед окнами дворца собралась ликующая толпа. "Испанские актеры танцевали, а музыканты играли на арфах, гитарах и кастаньетах, чтобы напомнить Марии Терезе о ее родной стране". - Антония Фрейзер, биограф Людовика XIV, пишет: "Ожидалось, что эти звуки будут ассоциироваться у королевы с ее родиной и поднимать ей настроение. Однако эффект получился обратным: женщина начала шептать: 'Я не хочу рожать, я хочу умереть'.
После 12-часовых родов королева родила сына. Людовик XIV открыл окно и крикнул подданным снаружи: "Королева родила мальчика!".
Первые роды Марии Антуанетты были не менее шокирующими. Утром 19 декабря 1778 года монарх взял в руки специальный колокол, чтобы возвестить о начале родов. Затем толпы придворных устремились к спальне королевы.
Большинство из них расположились в соседних комнатах, но некоторые пробрались в комнату Марии Антуанетты и наблюдали за происходящим. Когда после 12 часов трудов женщина родила дочь, ее спальня была полностью заполнена людьми, и царица упала в обморок. Только через несколько минут заметили, что Мария Антуанетта находится без сознания, и открыли окно.
Англия
В британской королевской семье публичные роды стали обязательными в 1688 году. Тогда же произошло рождение королевы Марии Беатрикс, жены Якова II, из дома принцессы Моденской. Хотя за появлением сына супругов на свет наблюдали 42 официальных лица, в Лондоне начали циркулировать слухи о том, что ребенка подменили. Министры отрицали эти откровения, но слухи набирали обороты. Это было на руку противникам Марии Беатрикс, которые не могли смириться с тем, что их королева исповедует католицизм. Это недовольство постепенно привело к свержению Якова II.
Члены Тайного совета присутствовали при родах 21-летней Шарлотты, принцессы Уэльской, в 1817 году. Врач уведомлял чиновников об отходе вод, посылая им короткие записки. Министры собрались в библиотеке, прилегающей к комнате герцогини, и врач информировал их о ходе родов. К сожалению, мальчик Шарлотты был мертворожденным, а через несколько дней в результате послеродовых осложнений умерла и принцесса Уэльская.
Когда рождались потомки королевы Виктории, рядом с ней находились акушерка, врач и ее любимый муж Альберт, который массировал ей ноги, вытирал пот со лба и держал ее за руку. Однако монарх не мог насладиться уединением, так как дверь в ее комнату была широко открыта, и чиновники в соседней комнате могли следить за ходом родов.
В 1894 году Виктория издала указ, требующий присутствия только одного министра и только на рождении наследника или наследницы престола.
Испания
В 1906 году. 19-летняя принцесса Виктория Евгения - известная как Эна-Баттенберг, внучка королевы Виктории - вышла замуж за короля Испании Альфонсо XIII. И она попала в один из самых консервативных дворов Европы, который все еще придерживался средневековых традиций. Одна из них касалась рождения королевских отпрысков. Перед самым роспуском в комнате молодого монарха были помещены мощи святых, присланные со всех уголков Испании.
При местном дворе присутствие на королевских родах считалось большой честью, и приглашались не только министры, но даже дипломаты, аккредитованные в Мадриде. Когда 10 мая 1907 года Эна почувствовала первые схватки, королевские алебардисты отправились к испанским и иностранным чиновникам с приглашением в королевский дворец. Вскоре около 150 мужчин - священнослужители, дипломаты, министры, придворные - собрались в комнатах, примыкающих к родильному залу.
Согласно этикету того времени, они были одеты в парадные мундиры (как военные, так и гражданские). Те, кто занимал самые высокие должности, находились прямо у двери в комнату Эны и должны были прислушиваться к крикам женщины. Лица более низкого ранга находились в соседних комнатах. Более тысячи жителей Мадрида собрались у дворца.
Глава испанского правительства Антонио Маура постоянно присутствовал рядом с Викторией Евгенией. Именно премьер-министр объявил чиновникам о рождении мальчика: "Господа, это принц". В ответ он услышал: "Да здравствует королева! Да здравствует король! Да здравствует принц!".
Через несколько минут счастливый отец Альфонсо XIII вышел из родильного зала и представил собравшимся своего первенца, который лежал в позолоченной колыбели, поставленной на большой серебряный поднос.
Интересно? Хочешь больше узнать интересных фактов и историй?
Тогда ставь большой палец вверх, оставляй комментарий, делись ссылкой в социальных сетях и подписывайся на канал!