Найти тему
Оксана Асмус

Откуда появляется хлам дома? Теория захламления. Мой способ с этим справится

Откуда вообще взялась проблема захламления и новая мода расхламляться? На мой взгляд, это стало неизбежным следствием нескольких глобальных причин, связанных с особенностями социального и промышленного развития стран первого эшелона в XX веке, — мы просто дошли до предела, и маятник теперь качнулся в другую сторону.

Где-то эти процессы шли медленнее, и, как говорят медики, картина заболевания стерта, а где-то — более жестко. Конечно, в каждой стране были и остаются свои особенности, но жители России могут найти много общего и с американцами, и с японцами — эти тенденции есть почти везде. Во-первых, взрывной рост производства удешевил вещи в общей массе и сделал их легкодоступными. Достаточно сравнить наш образ жизни и стиль потребления с тем, как жили наши бабушки-дедушки и, особенно, прабабушки и прадедушки.

Как избавиться от хлама в квартире
Как избавиться от хлама в квартире

Это верно для всех развитых стран, даже в Европе сто лет назад (а это всего лишь три-четыре поколения) все было совсем по-другому. И опыт нищеты прежних, заставшихвойны и тяжелые экономические кризисы, поколений серьезно влияет на склонность к излишнему потреблению.

Это особенно важно для России, где нынешние 30-летние еще помнят, как в детстве шоколадки покупались только по праздникам. Мы все еще «заедаем» бедность, в которой жили наши родители, бабушки и дедушки и которая успела задеть многих из нас. Даже презрительно воротя нос от вымытых бабушкой пакетов из-под молока, мы неосознанно лечим их травму бедности, только уже по-своему.

Во-вторых, урбанизация кардинально изменила представления о возможном и невозможном, «разрешенном», привычном и «неправильном» в сфере социальных связей. Это отразилось на многом: от ставшей почти нормой послеродовой депрессии у женщин до того же самого перепотребления. А конкретно произошло вот что: вместо больших (до нескольких десятков членов) семей, входящих в свою очередь в общину, мы стали жить в рамках нуклеарной семьи: папа, мама, ребенок. Даже бабушки с дедушками в большинстве случаев лишь иногда приходят в гости. И если раньше практически все процессы семьи — от хозяйствования до воспитания детей — проходили на виду и в тесном контакте с соседями, членами общины, то сейчас мы замкнулись на себе. Кому придет в голову постучаться к соседям по площадке, чтобы попросить,скажем, кухонный комбайн на день? Да мы в большинстве случаев даже по имени их не знаем, хорошо если узнаем в лицо.

Любопытно, что, примени мы в нашей жизни опыт предков в одалживании вещей, нам не пришлось быдержать у себя дома огромное количество предметов, которыми мы пользуемся лишь периодически.

В-третьих, современная экономика и культура занятости вкупе с бешено развивающимися технологиями, порождающими огромную конкуренцию (как в бизнесе, так и на рынке труда) и практически полное отсутствие возможности уединиться, отложить дела, выдохнуть и расслабиться, привели к тому, что нормой жизни стал перманентно высокий уровень стресса. Наш мозг вынужден искать способы как-то этот стресс снимать, хотя бы симптоматически, по аналогии с действием обезболивающих препаратов.

И если такие легкодоступные способы, как еда, выпивка, драка, обществом порицаются в большей или меньшей степени, то шопинг даже рекомендуется на уровне популярной психологии (вместо булочки пройдись лучше по магазинам).

Что ж, по сравнению с обжорством и другими видами зависимостей шопоголизм выглядит действительно безобидно. И, главное, работает: пусть очень ненадолго, но мы получаем иллюзию контроля над собственной жизнью — я сам выбираю, что мне надеть и чем обставить дом, и просто радость обладания новой вещью.

Забавная надпись на рынке. Такой вот маркетинг
Забавная надпись на рынке. Такой вот маркетинг

В-четвертых, пресловутый маркетинг, который многие до сих пор недооценивают, в действительности управляет нами. В области нейропсихологии сделано столько открытий, что при грамотном подходе можно срежиссировать потребительское поведение даже искушенных людей. «Кукол дергают за нитки» — это горькая правда о нашей повседневности. Аромамаркетинг, партизанский маркетинг, приемы НЛП (нейролингвистического программирования) и многое другое применяют осознанно и неосознанно повсюду: от гипермаркетов до овощных ларьков.

Это реалии нашей жизни, от которых никуда не деться. Можно только повышать свой уровень осведомленности о маркетинговых уловках и осознанности в целом. Чтобы на каждом шагу сверяться с собой: я покупаю, потому что мне действительно нужны лишние 300 грамм орехов или потому что продавщица сказала, что это у нее последнее, а мне неловко отказываться?

В-пятых, экономика потребления дошла до того этапа, когда не только производителям, но и правительствам государств невыгодно, чтобы вещи служили долго, и их намеренно делают такими, чтобы мы как можно скорее были вынуждены менять их на что-то новое. Это проникло во все сферы: от одежды до IT и автомобилестроения. Рекомендую поискать в Сети мини-фильм «История вещей с Анни Леонард».

Кроме этих глобальных трендов, общих для всех развитых стран, существуют еще природно-географические и культурные причины накопления вещей. О них скажу коротко, потому что, на мой взгляд, они сами по себе не всегда приводят к появлению лишнего в доме. Я не считаю лишними вещи, которыми хозяева пользуются с удовольствием, пусть и редко.

Собственно, это климат, вынуждающий нас иметь несколько комплектов одежды, а также спортивного и туристического снаряжения для разных сезонов года.

А также традиции огородничества и заготовок, которые переходят постепенно в сферу увлечений. Все чаще ими занимаются по велению души, а не из экономической необходимости. И раз так, то я не вижу принципиальной разницы между заготовками и, скажем, живописью как хобби.

Складывается ощущение, что раз все эти причины поистине глобальны, мы с вами ничего не можем с этим сделать. Но в действительности как раз этим факторам достаточно легко противостоять, включая осознанность в ситуациях потребления. Гораздо сложнее справиться со своими личными привычками, склонностями и комплексами, способствующими накоплению лишних вещей. А их, между прочим, гораздо больше, и мы поговорим о них в следующей главе.

А пока попробуйте оценить, сколько новых вещей у вас появляется за неделю и сколько из них фактически можно отнести к лишним.

Разделите лист на три части по вертикали. Первая колонка — «План». То, что вы планируете приобрести. Сюда будем записывать все: от продуктов до электронных книг и курсов. Для удобства можно делить по дням или категориям. Но разделяйте пока только этот столбец, не заходя на следующие, иначе в них потом может не хватить места, если вы пишете на бумаге.

Вторая колонка — «Факт». То, что вы в итоге купили (или взяли в подарок, или нашли на фримаркете и т. д.) и принесли в дом. Этот столбец тоже можно разделить горизонтально на дни недели или категории, если хотите, но для этого лучше создавать электронную таблицу или рисовать на большом листе бумаги, чтобы в итоге вам хватило места. Если вы выбрали бумажный блокнот небольшого размера, лучше записывайте все подрядсплошным списком. Для более подробного анализа покупок потом можно будет переписать данные в другую таблицу. Кстати, колонки «План» и «Факт» можно дополнительно разделить по вертикали, добавив в правой части каждой из них узкую колонку для записи потраченной суммы. Но это не обязательно, потому что основная цель наших записей — оценить количество вещей, а не затраты. Ведь затраты могут быть и небольшими, а вещей появляться в доме — много, особенно если вы — любитель сообществ типа «Отдам даром», фримаркетов и прочих мероприятий с раздачей подарков.

А теперь самое интересное: третья колонка — «Почему». Для нее нужно отвести побольше места, потому что здесь мы будем записывать причины, по которым мы взяли незапланированные вещи. Если хотите, можно в этой колонке анализировать каждый пункт из колонки «Факт», включая те, которые были запланированы. Но можно ограничиться анализом незапланированных. Потому что очень редко встречаются ситуации, когда мы планируем покупать совсем уж лишние вещи. Даже если это, например, сумка или кофточка, которые вам вроде бы чисто логически не нужны, одежды хватает, но так зацепили, что вы уже неделю ходите и только о них и думаете. Значит, они вам действительно нужны! Они будут выполнять эмоциональные задачи, проще говоря, дарить радость.

Внутри этой колонки также сделайте узкий столбец в правой части, в нем мы будем оценивать незапланированные приобретения по 5-балльной шкале.

Ставьте по одному баллу за соответствие каждому из критериев:— польза для здоровья,

— польза для развития,

— поднимает настроение, дарит удовольствие,

— вещь длительного использования,

— решает проблему, закрывает потребность.

Как это может выглядеть? Разберем на примерах. Примеры настоящие, из моей жизни. Я планировала сегодня заказать крем. Крем одного вида, для рук и тела, которым пользуется вся моя семья. Мне нужен был только он, но фактически я заказала:

— крем для рук и тела (тот, который был нужен),

— крем ланолиновый, потому что прочитала, что он обладает регенерирующими свойствами, восстанавливает пересушенную кожу, а это актуально для меня и детей (оценка — 3 балла: польза для здоровья, вещь длительного использования и решение проблемы),

— подушечку-мочалку с травами для ароматической ванны — увлекло описание, захотелось устроить себе «домашнее SPA» (оценка — 1 балл: поднимает настроение),

— иван-чай, потому что захотелось сменить привычный вкус чая на что-то новое (оценка — 3: польза для здоровья, так как не содержит кофеин, дарит удовольствие, мне нравится его вкус, вещь длительного использования),

— сушеную луговую клубнику, потому что впервые увидела, прочитала в отзывах, что это очень вкусно,и захотела попробовать (оценка — 2 балла: польза для здоровья, дарит удовольствие).

А вот такие записи я бы сделала вчера — в моем списке покупок было:

— 4 ручки для шкафчиков,

— панель с крючками для одежды,

— насадка для швабры,

— средство для стирки мембранных тканей.

Я купила все это и еще:

— пятновыводитель, потому что он был в комплекте со средством для стирки (оценка — 1 балл: вещь длительного использования),

— скребок для мытья окон, потому что вспомнила, что нам нужен новый скребок (оценка — 1 балл: закрывает потребность),

— букет цветов, потому что захотела порадовать себя и дать заработать бабушкам, продающим цветы из своего сада на улице (оценка — 1 балл: поднимает настроение),

— порцию салата, потому что проголодалась (оценка — 1 балл: закрывает потребность),

— пирожок, потому что проголодалась (оценка —

1 балл: закрывает потребность),

— кусочек торта, потому что очень давно не ела торта

и захотела порадовать себя (оценка — 1 балл: дарит

удовольствие),

— чашку чая, потому что хотела пить (оценка — 1 балл:

закрывает потребность).

Заполняйте таблицу в течение одной недели (если захочется, эксперимент можно продолжить), а потом перечитайте свои записи в третьей колонке. По прошествии нескольких дней обычно уже удается объективно увидеть причины, побудившие к покупке. Особенно внимательно присмотритесь к пунктам, которые вы оценили на 0—2 балла. Что это за приобретения? «Мусорная» еда? Подарок от промоутеров в магазине? Онлайн-курс, рекламу которого вы случайно увидели и соблазнились «специальной скидкой, действующей только сейчас»?

Опыт подробного анализа помогает постепенно научиться более осознанно подходить к приобретениям и покупать меньше ненужных вещей. Хотя спонтанные покупки — вовсе не абсолютное зло.