Сегодня в российских медиа нередко встречаются упоминания о демонтаже исторических монументов в зарубежных странах. Подобные новости воспринимаются довольно негативно, особенно если они имеют отношение к истории Великой Отечественной войны. Однако есть и те, кто с таким же гневом обсуждают снос советского наследия, который, по их мнению, не имеет никакого отношения к современной России. Разберемся вместе с подкастом «Урбанизм» от Uber.
Идея «уничтожения» культурного наследия не нова. Каждый помнит из школьного курса истории, как большевики сносили царские памятники. Процесс начался после принятия Совнарком РСФСР декрета «О памятниках Республики», согласно которому, монументы «царям и их слугам» необходимо было снести или заменить на идеологически выдержанные скульптурные произведения до 1 мая 1918 года. Конечно, за пару недель достигнуть желаемого результата не удалось, но новый вектор идеологии стал ясен.
Уничтожали и собственные произведения. Например, в 1919 году был открыт памятник Марксу и Энгельсу, который впоследствии раскритиковали из-за отсутствия художественной ценности.
И если в первые годы Советского союза скульпторы были свободны в выборе форм и стилистики, то в 30-х годах все идеологические рамки были окончательно сформированы. Так появилось новое направление в искусстве – «социалистический реализм». В страну стремились попасть многие известные зарубежные мастера, увлеченные идеей построения нового мира. В те времена считалось, что памятники свидетельствуют об огромном вкладе народов страны в развитие мировой цивилизации.
Штамповка монументальной пропаганды была одной из отраслей советской индустрии, которая никогда не останавливалась. В послевоенный период военные памятники устанавливались абсолютно в каждом жилом поселении. Помимо этого создавались скульптуры, посвященные науке, образованию и культуре.
Первый советский памятник был демонтирован в Советском союзе в 1956 году. После знаменитого доклада Хрущева о разоблачении культа личности, в Тбилиси прошла мирная демонстрация отрицающая критику нового государственного деятеля. Чтобы подобное не повторилось, в центральном парке снесли статую Иосифу Сталину.
Следующим этапом стал всем известный «памятникопад» начала 90-х годов. Тогда было уничтожено более 5000 советских монументов. В основном пострадали памятники Ленину и другим советским вождям. Самой символичной стала «гибель» Феликса Дзержинского.
А знаменитый «ленинопад» продолжает существовать не только в постсоветском пространстве, но и в России. Но важна не столько идеология, сколько стремление к освобождению пространства.
В итоге люди разделились на две группы. Кто-то разделяет взгляды сторонников «войны памятников». Таких людей не удивляют известия о новых случаях вандализма или сносе памятника русским солдатам в Сочи в прошлом году.
Другие же продолжают отстаивать свое культурное наследие. Например, в 2017 году был запущен флешмоб противников Ленина, приуроченный к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Мероприятие потерпело поражение в кратчайшие срок. В ответ была запущена другая акция: люди фотографировались на фоне скульптур, барельефов, посвященных Ленину, с табличками «Спасибо, Ильич» и «Ленин — жив». В итоге выяснилось, что число защитников нынешней культуры России многократно превышает число тех, кто борется с памятью о Советском государстве.
Одна из задач памятников — сохранение истории, которая в свою очередь, учит избегать предыдущих ошибок. Сохранить или уничтожить эту историю воля не правительств, а людей, которые видят ее отражения каждый день, отправляясь на работу или прогуливаясь с ребенком по парку.
Наслаждайтесь историческим наследием и передвигайтесь по городу быстро и удобно вместе с Uber. Еще больше о граффитистах, стрит-арте и городских сообществах в нашем подкасте с Сабиной Чагиной: почему уличное искусство выставляется в музеях, а не на улице? Чем граффити отличается от вандализма? Какие отношения у мэрии и муниципалитетов с художниками — где заказ, а где искусство?