1,8K подписчиков

Андрей Зиновьев. Автограф Василия Шишонко из библиотеки Стенфордского университета

Библиотечный проект «Гугл-книги» совместно с крупными библиотеками мира работает над тем, чтобы включить книжные собрания в электронный каталог «Поиск книг Google». Каталог может показывать пользователям информацию о книге как в библиотечном каталоге, так и саму книгу в электронном варианте. Этим проектом было оцифровано большое количество изданий, вышедших до 1910 года, которые стали общественным достоянием. В том числе и семитомное издание «Пермской летописи» Василия Никифоровича Шишонко. Это издание было переведено в электронный вариант из библиотеки Стенфордского университета.

Библиотечный проект «Гугл-книги» совместно с крупными библиотеками мира работает над тем, чтобы включить книжные собрания в электронный каталог «Поиск книг Google».

В третьем периоде «Пермской летописи» В. Н. Шишонко на титульном листе расположена дарственная надпись автора Н. С. Островскому: «На память Николаю Степановичу Господину Островскому от автора. В. Шишонко. Г. Пермь. 23/XI-1888».

Оба человека – известнейшие личности в Перми и на Урале в целом.

Василий Никифорович Шишонко (1833-1889)
Василий Никифорович Шишонко (1833-1889)

Василий Никифорович Шишонко (1833-1889) – доктор медицины, директор народных училищ Пермской губернии, но более известен как историк и краевед, археограф, создатель «Пермской летописи» (1881-1889).

Николай Степанович Островский (1849-1913)
Николай Степанович Островский (1849-1913)

Николай Степанович Островский (1849-1913) – инженер, член Пермского статистического комитета, первый управляющий Уральской горнозаводской железной дорогой, автор нескольких книг, в том числе «К вопросу о железных дорогах в Сибири», изданной в Перми в 1880 году.

Вот как характеризует Н. С. Островского в своих воспоминаниях Е. В. Корш(1), работавший с ним с 1889 года: «Это был красавец в полном смысле слова. Умные, живые, тёмные глаза, правильный нос, красивые брови, прекрасный разрез губ, добрая улыбка, роскошные усы и такая же борода... Всё лицо носило отпечаток ума, энергии и доброты. Прибавьте высокий рост и общее могучее сложение и вы поймёте то большое, привлекательное впечатление, которое произвёл на меня внешний вид начальника дороги.

Я не знал ещё его высоких внутренних качеств, но инстинктивно чувствовал, что судьба сводит меня не с заурядным человеком, не с рядовым русской образованной армии, а с одним из немногих ее вождей. … Сам Островский – двужильный, работает чуть не круглые сутки и не жалеет других, требуя, чтобы всё делалось хорошо и скоро, чтобы служащие отдавали службе не только всё своё время, но и свою душу. Зато он и щедр, отлично вознаграждает служащих, входит в их нужды, всячески старается улучшить быт младших служащих, не позволяет себе и другим называть их низшими служащими. И любит же его за это наша линейная мелкота. Слушая его горячую, убеждённую речь, всегда красивую по форме и увлекательную по существу, я всегда невольно думал: не инженером ему быть, а народным трибуном; не убеждать нас в правильности того или другого приёма эксплуатации дороги, а вести толпу на борьбу с врагом – вот его призвание... Все, кому довелось работать с ним, невольно подчинялись его влиянию, становились его искренними единомышленниками и почитателями»(2).

Все эти качества Н. С. Островского были подспорьем в его деятельности: «Сказалась эта сила и при решении вопроса, возникшего при слиянии двух линий: казённой Екатеринбург-Тюменской и частной – Уральской горнозаводской (Пермь – Екатеринбург), когда одно из двух управлений подлежало обязательному упразднению. Казалось, все шансы остаться были на стороне недавно образованного казённого управления. Но приехал министр путей сообщения, адмирал Посет, познакомился на месте с состоянием обеих дорог и с руководящим персоналом обоих управлений, убедился воочию, что на одной дороге царит рутина, а на другой – жизнь, созданная умом, знанием и энергией, и судьба казённого управления была решена: оно не выдержало сравнения и ему пришлось уступить место блестящему частному управлению, которое вместе с тем превращалось в казённое управление новой Уральской железной дороги, в состав которой вошли казённая Тюменская и выкупленная в казну частная Горнозаводская линии. ... Это торжество знания и таланта произвело на Островского окрыляющее впечатление. С одному ему свойственной энергией принялся он формировать новое большое управление, стараясь собрать все лучшие силы из персонала обеих линий, что ему и удалось вполне: теперь Уральская дорога обставлена, несомненно, отлично; она обладает редко сплочённым персоналом, работающим не за страх, а за совесть. В этом вся сила Островского, весь секрет успешного ведения им большого, сложного дела»(3).

Библиотечный проект «Гугл-книги» совместно с крупными библиотеками мира работает над тем, чтобы включить книжные собрания в электронный каталог «Поиск книг Google».-4

Интересные подробности о роли Н. С. Островского в деятельности Уральской железной дороги нашлись в небольшой заметке «Легендарная личность», опубликованной в газете «Уральская магистраль» (2007, 26 октября): написано: «Руководил строительством, а затем наращивал объёмы движения первый начальник дороги Николай Степанович Островский. Приехав на Урал молодым, но уже опытным инженером, он жаждал приложить свои силы на новом месте, но не ожидал, что столько трудностей придётся преодолеть на строительстве. Только переход через Уральские горы комиссия из Петербурга, принимавшая Уральскую горнозаводскую, оценила наравне с подвигом строителей железного пути по Тирольским и Аппенинским горам. На представлении министр путей сообщения К. Н. Посьет весьма удивился: «Да вам, я смотрю, всего 29 лет! Что ж, желаю сделать Уральскую примерной дорогой для России».

Первое десятилетие Уральская железная дорога отмечала в статусе государственной. Экономических трудностей хватало, но Николая Степановича радовала другая оценка, прозвучавшая на торжественном собрании – за все эти годы на магистрали не было ни одного, даже легко пострадавшего пассажира, а сама дорога не имела в судах России ни одного спорного дела со своими клиентами. Будь его воля, он бы так и остался на Урале, к которому прикипел душой, но судьба распорядилась иначе. Николай Островский руководил Казанской, Харьковской, одной из Московских дорог. И всюду оставил о себе добрую память: до сей поры этого человека вспоминают с уважением и признательностью»(4).

Библиотечный проект «Гугл-книги» совместно с крупными библиотеками мира работает над тем, чтобы включить книжные собрания в электронный каталог «Поиск книг Google».-5

Возвращаясь к автографу В. Н. Шишонко, возникают вопросы о судьбе личной библиотеки Н. С. Островского. Какова она была по объёму и содержанию? Где она? Сохранилась ли? Каким образом третий период «Пермской летописи» В. Н. Шишонко попал в библиотеку Стенфордского университета? Ответа пока нет, но есть надежда, что дальнейшие поиски помогут приоткрыть тайну о её судьбе. Да и личность самого Николая Степановича Островского, вне всякого сомнения, должна привлечь внимание пермских историков и краеведов.

___________________________

1 См.: Корш Е. В. Двадцать лет на железных дорогах. 1889-1908: Воспоминания о железнодорожной службе. – СПб., 1910.
2 Цит. по: Уральская магистраль (Екатеринбург). – 2007. – 20 июня.
3 Там же.
4 Там же. – 2007. – 26 октября.

Опубликовано в сборнике "Пермский край: Историко-культурное наследие прошлого. Мат-лы двенадцатой науч.-практ.конф. (май 2011 г.), посв. 175-летию Пермской краевой б-ки им. А.М.Горького" (Пермь,2011). С.203-205.