230 лет со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791 - 1859).
Николай Васильевич Гоголь написал своему другу Аксакову, что хотел бы видеть героев второго тома «Мёртвых душ» такими же живыми, как его птицы.
«Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» – сейчас бы это назвали прикладной литературой, руководством для охотников. Таких книг было немало и в 40-е годы XIX века, но сочинение Аксакова было настолько мастерски исполненным художественным произведением, что в общие рамки никак не вписывалось. «Что за мастерство, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц. Аксаков обессмертил их своими рассказами, и, конечно, ни одна западная литература не похвалится чем-либо, подобным «Запискам ружейного охотника», – восторгался Чернышевский.
«В них природа русская раскинулась в чудной красоте, и русский писанный язык сделал шаг вперед, даже после Пушкина и Гоголя. Слава Сергея Тимофеевича была упрочена и утверждена навсегда. Потом другие предметы обратили на себя его деятельность; но он уже не терял того, что приобрел. Это бесконечно важное приобретение было - свобода от художественной преднамеренности», – так отозвался о «раннем» периоде творчества Аксакова поэт-славянофил Алексей Хомяков.
Удивительна сама литературная судьба Сергея Тимофеевича Аксакова: писать он начал в весьма зрелом возрасте, когда ему уже перевалило за пятьдесят. Тогда же от воспоминаний охотничьих он перешел к биографическим, начав работу над «Семейной хроникой», повествующей о жизни помещичьей семьи Багровых (они же Аксаковы), продолжением которой стали знаменитые «Детские годы Багрова-внука».
«Есть у меня заветная дума, - писал Аксаков, - Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени».
Приложением к книге стала сказка «Аленький цветочек», которую, по словам автора, он услышал в раннем детстве от ключницы Пелагеи. Маленький Сережа в то время сильно болел, но история о богатом купце, его доброй дочери и страшном чудище запомнилась на всю жизнь:
«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки позвали ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, села у печки и начала говорить, немного нараспев: “В некиим царстве, в некиим государстве…” Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?».
Хотя сказку и называют одной из многочисленных вариаций «Красавицы и чудовища», внутренне они совершенно различны. Множество чисто русских образов, сюжетных поворотов, лиричное, напевное повествование делают сказку совершенно оригинальным и самодостаточным произведением, в итоге ставшим самой популярной и массово издаваемой книгой Сергея Аксакова.
Аксаков живет в своих произведениях, говорили современники, а в журнале «Русская беседа» было замечено, что он первый из наших литераторов взглянул на нашу жизнь с положительной, а не с отрицательной точки зрения.
«Чувство благоволения и любви, любви, благодарной небу за каждый его светлый луч, жизни за каждую ее улыбку и всякому доброму человеку за всякий его добрый привет, - это ячувство наложило на все произведения Аксакова свою особую печать. Оно-то дает им их несказанную прелесть; оно делает их книгою, отрадною для всех возрастов, от юности, собирающей свои силы, чтобы схватиться с жизнию, до старости, ищущей душевного покоя, чтобы отдохнуть от нее» (А. Хомяков, из статьи «Ко дню памяти Сергея Тимофеевича Аксакова»).
Из книг С.Т. Аксакова:
✍🏻 Дорога удивительное дело! Её могущество непреодолимо, успокоительно и целительно.
✍🏻 В человеческом существе скрыто много эгоизму; он действует часто без нашего ведома, и никто не изъят от него; честные и добрые люди, не признавая в себе эгоистических побуждений, искренне приписывают их иным, благовидным причинам: обманывают себя и других без умысла. В натурах недобрых, грубых и невежественных обнаруживаются признаки эгоизма ярче и бесцеремоннее.
✍🏻 Ум человеческий всё растолкует так, как ему хочется.
✍🏻 Человек - заклятый и торжествующий изменитель лица природы
✍🏻 Есть нравственная сила правого дела, перед которою уступает мужество неправого человека.
✍🏻 Мне богатства твои ненадобны; богатство дело наживное, а открой ты мне свое горе сердешное.
✍🏻 Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом.
✍🏻 При обращении крупной монеты мелочь не видна. В обстоятельствах исключительных, в событиях важных идет одна крупная монета, а ежедневные расходы жизни спокойной по большей части уплачиваются мелочью.
✍🏻 Когда-то еще придет время трудных опытов, надобности в самоотвержении и жертвах, а между тем жизнь постоянно бежит по колее своей, и мелочи составляют ее спокойствие, украшение, услаждение, одним словом то, что мы называем счастьем.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!