Если есть города, которым особенно идёт осень, то один из таких именно Гатчина. Недавно я собрался съездить туда, пока не прошли красно-жёлтые дни, и хотел прогуляться в парке Приоратского дворца и по улице Соборной. Но всё сложилось гораздо интереснее. День оказался настолько удивительным, что вечером, по дороге домой, я шёл и улыбался сказочным домам Гатчины, её уютным улочкам, золотой осени и вечерним прохожим.
Спонтанное решение и дорога
Проснувшись, я заметил как по оконной раме струился тёплый солнечный свет. И вдруг остро ощутил, как осенние яркие дни неминуемо ускользают. Какой редкостью, а в скором и роскошью, станет прогулка таким днём?..
Я вспомнил, что хочу побывать снова в Гатчине. Я был там один раз, и не располагал временем. Успел лишь пройтись вдоль парка Константиновского дворца. Меня очаровал уютный центр во главе с улицей Соборной. Теперь обязательно хотелось увидеть её после заката солнца. Подсвеченная вечерними огнями, она представлялась мне ещё томительнее.
Другим желанием стала прогулка в парке Приоратского дворца. На фото был небольшой замок с башней, окружённый прудом, полями и деревьями. Теперь хотелось увидеть это своими глазами.
Когда я собрался, на небе скучковались облака. День стал не таким ярким, как прежде, но оставался всё ещё солнечным. Хотелось поехать на электричке как в старые-добрые. Ближайший поезд отходил через полчаса, и было бы хорошо успеть. Но обратная вероятность была высока. На этот случай имелся запасной вариант с автобусом.
Балтийский вокзал больше остальных похож на пригородный. И в своём воображении я видел, как захожу в поезд, как это делали до меня много лет назад, а потом смотрю в окно электрички, предвкушая свою остановку.
Но в вагоне метро стало понятно, что стоит воспользоваться планом "Б". Ждать следующую электричку полтора часа не хотелось. И я поехал до Московской.
Оттуда должны были отходить четыре автобуса. Мне запомнилось, что остановка там же, где и в аэропорт, и я вышел на выходе номер один. Проверив по картам, оказалось, что здесь ходит только автобус 431, но слишком редко - раз в полчаса. Я пробежался вокруг остановки, и не увидел ни его, ни табличек с расписанием, поэтому решил идти на другую остановку.
Карты говорили, что остальные три автобуса должны быть за площадью, прямо "за Лениным". Так и оказалось, здесь ждали 18, 18а и 100, но оказалось, что они принимали только наличку. Проездной здесь не действует (и сейчас я понял почему - Гатчина - это же не округ Санкт-Петербурга, это Ленинградская область), а перевод на карту все водители принимать не хотели. Сбербанк находился недалеко, но автобус же уже тут, вот-вот поедет, и было бы ловко попасть на борт. Главное, найти наличные. Пропустив несколько пассажиров, мне удалось обменять с одной девушкой банковский перевод на купюру. Я заплатил водителю 90 рублей, и занял место у окна. Вскоре автобус номер 100 тронулся. Салон заполнил индустриальный звук работающей машины, а за окном стали сменяться виды. Отлично. Я в пути.
Чувство движения ничем не заменить. Любое передвижение со скоростью, даже велосипед, скейтборд или бег, приводит меня в особое состояние ума. Это как магия, медитация. Естественное состояние, данное природой.
Здравствуй, Гатчина
Просторы полей вдоль трасс, редкие дома и заводы стали сменяться новостройками и городским пейзажем. В Гатчине, как и во многих старых городах, они разрастаются грибницей вокруг исторического центра.
Совсем недавно автобус заехал в город. Во время одной остановки я оглядывался по сторонам. Это был уже центральный район. Когда я посмотрел снова в окно рядом с собой, то увидел кирху. Тут же закрылись двери, и мы поехали дальше. Судя по карте, кирха находилась недалеко от улицы Соборной. Я хотел выйти здесь и прогуляться, но автобус завернул за угол и поехал куда-то вглубь. Ещё через поворот мы оказались как раз на главной улице, только с другой её стороны.
Расстояния были совсем небольшими. Мягкий послеобеденный свет заливал город. Здравствуй, Гатчина.
В конце улицы я увидел Павловский собор, но его фасад был скрыт строительными лесами из-за ремонта. В прошлый раз он произвёл на меня впечатление. Собор показался мне и лёгким, и внушающим одновременно. Жаль, что в тот момент невозможно было увидеть эту красоту. Но здесь, благодаря всемирной паутине, я могу показать её вам.
За собором выглядывал небольшой парк, весь украшенный жёлто-красными листьями, и я пошёл туда.
Всё изменил дрейф
Дрейф (фр. Dérive) — психогеографический революционный подход к ничем не опосредованному исследованию городских ландшафтов, руководящей силой которого являются эстетические побуждения и влечения отдельно взятого субъекта.
Через дорогу от парка виднелись разные магазинчики, старые дома, постройки и административные здания. Пейзаж мне понравился, и я решил, что немного подрейфую по городу. За полчаса или час неспешным шагом я успею прийти обратно к Соборной улице, и оказаться с другой её стороны, как раз ближе к Приоратскому дворцу. Ветер подхватил мой шаг, и я отправился навстречу приключениям.
За улицей из магазинов скрывался старинный рынок, а здание напротив оказалось школой. Здесь были и старые дома, и относительно новые. Что-то повело меня вглубь спичечных коробков постсоветского пространства, и сделав несколько шагов, я оказался внутри обычного двора многоэтажек, и застыл.
Прямо между пяти- и девятиэтажками стоял полуразрушенный погоревший храм. Я был уверен, что действительно вижу это, но всё-таки отвернул взгляд, и посмотрел снова. Нет, мне не казалось.
Посередине здание было почти разрушено. Были видны следы пожара. По выросшим деревьям стало понятно, что это произошло давно. Стен посередине у храма не осталось, а вместо них стоял бетонный забор, разрисованный граффити с сюжетами из Библии.
С противоположной стороны собор был похож на башню разрушенного замка, усыпанного землёй.
Обойдя храм, я заметил, что с одного торца есть дверь с замком, которой похоже пользовались. На ней же было распечатано расписание храма, сбоку висела табличка с названием собора, а издалека я заметил, что только в этой части заменена крыша и целы окна. Видимо, в этой уцелевшей четверти храма жизнь продолжала свой ход.
На старом черно-белом фото собора рядом с расписанием служений, приклеенным на дверь, видно башню справа. В её верхней части высокие окна. Она заканчивается шпилем и крестом сверху. Больше половины этой башни не сохранилось.
Некоторое время я постоял, обошёл собор ещё раз, и задумчиво направился дальше. Этот храм стоял там, как корабль в ненастном море, и когда-то объединял много людей. Привкус трагедии оставался от черных стен после огня, но светлая надежда заметала её следы, благодаря восстановленной четверти храма.
Зов сердца
Дальше было уже больше "хрущёвок" и узкие улочки. Современные авто среди новых домов смотрелись гармоничнее. Но посередине улицы снова оказалось нечто не из этого века.
Странновато и не к месту стоял деревянный домик меж "панелек". Рекламные вывески и пластиковые стеклопакеты пытались его замаскировать, но неудачно.
На перекрёстке было несколько магазинов и закусочных. Я собрался повернуть обратно в направление центра, но заметил напротив железную дорогу.
Сердце дрогнуло, и я пошёл по его зову. Вдоль рельс тянулась и автомобильная дорога. Похоже, они разделяли собой центр и окраину. Вдалеке были заметны редкие жилые дома, а по бокам - завод и здание, похожее на АТС.
Мой дом детства так же располагался на окраинной улице, за которой росла городская, а следом и индустриальная пустошь. Заброшенность за жёлтым окном "хрущёвки" мне близка.
И здесь же была железная и автомобильная дороги. Рельсы и шпалы, разделительные полосы, поезда и машины с детства завораживают меня как первые страницы книг. И это совсем не современная мода на путешествия. Это появилось с тех пор, как я в первый раз оказался в пути. В шесть лет я ехал с бабушкой на машине в Сочи, и был так впечатлён, что за три дня дороги туда выучил почти все дорожные знаки из автомобильного атласа, который листал постоянно.
Как только я оказываюсь на вокзале или скоростной трассе, взволнованная душа как будто щекочет тело изнутри, пытаясь вырваться наружу, словно собака виляет хвостом. Огни фар поездов или машин, фонарей, гудки, сообщения из громкоговорителя - всё это смешивается с запахом асфальта, масла, бетона, деревьев и шин в один головокружительный сон, и зовёт, словно там, в нуге пути, скрывается величайшая и сокровенная тайна. Это похоже на колодец, в котором нет дна. Неисчерпаемо.
Я перешёл дорогу, и пошёл обратно по той же улице. Хотел было дойти до следующей, но что-то меня остановило...
Читайте продолжение в Части II: "Кирха и Волшебство"
А где вы любите бывать осенью?