Семён Константинович Тимошенко – один из командиров Красной Армии, кому Иосиф Виссарионович Сталин безмерно доверял. Когда в 1937 году Сталину положили на стол папочку с компроматом на Тимошенко, тот даже не стал ее открывать. Приказал, перестать следить за его другом и товарищем со времен Гражданской войны.
Выросший, на юге России в Одесской области, в семье батраков, Тимошенко отличался суровым нравом и безбашенностью. В детстве слыл хулиганом, в юности – задирой и победителем кулачных боев. В Гражданскую войну Красная Армия с удовольствием приняла в свои ряды такого отмороженного и бесстрашного бойца, преданного Ленину, большевикам, а позже и Иосифу Сталину. Они познакомились еще в 1918 году, когда участвовали в обороне Царицына.
В 1920 году, 25-ти летний Семён Тимошенко уже командовал дивизией на юге России. Там же познакомился с донской казачкой Екатериной и увез ее в Петергоф. Спустя три года в семье родилась дочка, которую тоже назвали Катей. Через год, в 1924 году, Семёна Тимошенко перевели служить в Белоруссию. Когда комдиву пришлось уехать в длительную командировку за границу, в Австрию, закупать лошадей для Красной Армии. Семья осталась в Минске.
Когда Комдив Тимошенко спустя 8 месяцев вернулся домой, он с ужасом узнал, что его жена... загуляла. Она забрала двухгодовалую дочь и ушла жить к военному комиссару Белоруссии Дмитрию Леонову. Горю Тимошенко не было предела. Бывшая не просто лишила его дочери, она переписала ее на фамилию нового мужа и все вместе они скрылись в неизвестном направлении. Предательство жены стало для него настоящей трагедией
Жизнь идет и менее чем через год будущий маршал влюбился в сельскую учительницу Анастасию Жуковскую. А ведь он ее с начало испугал, едва ли не до смерти, пытаясь познакомиться на улице, когда девушка шла с работы домой. Когда он ее заприметил, то решил, действовать надо незамедлительно, пока не увел кто-то другой. В один из дней Семён приоделся, вооружился и оседлал своего верного коня. В таком виде, в папахе, с шашкой наперевес и маузером в руках, Тимошенко подкатил к даме своего сердца с предложением проводить до дома. Анастасия так испугалась, что домой побежала огородами, в надежде, что прыгать через заборы этот грозный военный точно не будет. Впрочем, от судьбы не уйдешь. Через несколько дней они снова встретились, чтобы никогда больше не расставаться.
Анастасия Михайловна оказалась тихой, кроткой, доброй женщиной. Именно о такой и мечтал Семён после развода. Она родила будущему маршалу двоих детей, сына Костю и дочь Ольгу. А когда у Семёна на службе случались проблемы и дома он выпускал пар, ругаясь на идиотов-начальников, размахивая все той же шашкой, Анастасия умела успокоить супруга и настроить его на нужный лад, чтобы тот, сгоряча на службе кого-нибудь не зарубил. Неудивительно, что к 1937 году Тимошенко получил Комкора, благодаря, в том числе, такому надежному тылу. Когда в конце года в их доме появилась старшая дочь Семёна от первого брака Екатерина, Анастасия лишь молча вздохнула и приняла эту девочку в свою семью – как свою. Ее мать Екатерину посадили, а отчима Леонова расстреляли, как изменника родины. Во время обыска у Леоновых нашли метрики Кати, где было написано, что ее родителями являются Екатерина Тимошенко и Семён Тимошенко. Вот тогда работники НКВД сразу сообщили об этом Комкору Тимошенко и тот забрал дочку в свою семью.
В июне 1937 года в Верховном суде проходили слушания по делу маршала Тухачевского. Его и ряд высших военачальников обвиняли в заговоре и подготовке военного переворота. 11 июня 1937 года восьмерых военачальников, в том числе Тухачевского, Уборевича и Якира приговорили к расстрелу. Среди судей, которые выносили обвинительное заключение были Буденный и Шапошников, тоже соратники Тимошенко. В то время, когда приговор приводили в исполнение на столе у Сталина уже лежали показания подсудимых об их связях с Буденным, Шапошниковым. Были материалы и на Тимошенко.
В конце 1937 года 42-х летний Семен Тимошенко знал, что его судьба уже была решена. Командующего Северо-Кавказским военным округом Тимошенко неожиданно сняли с должности и перевели его из Ростова в Харьков командовать Харьковским военным округом.
Очевидно, Сталин возлагал на него большие надежды как на перспективного военного. Новый 1938 год Тимошенко встретил в звании командарма 2 ранга в статусе депутата Верховного Совета СССР. А уже в в феврале 1938 года Семён Тимошенко становится командующим Киевского военного округа с присвоением звания командарм 1-го ранга. В сентябре 1939 года во время освобождения Западной Белоруссии и Западной Украины Тимошенко командовал Украинским фронтом, справившись с поставленными перед ним задачами.
Советско - финская война
Всего через несколько месяцев, когда советские войска к январю 1940 года так и не смогли добыть решающего преимущества на полях сражений советско-финской войны, Тимошенко был отправлен командовать вновь созданным Северо-Западным фронтом.
Тимошенко удалось наладить поставки в войска нормального зимнего обмундирования, организовать ускоренное обучение бойцов действиям в зимних условиях.
Заслуги Тимошенко были оценены — в марте 1940 года ему был присвоено звание Героя Советского Союза. В мае 1940 года Сталин меняет на посту наркома обороны Клима Ворошилова на Семёна Тимошенко. Вместе с этим назначением Тимошенко получает и звание маршала.
Великая отечественная война
В июле 1941 года Тимошенко возглавил командование Западным фронтом, здесь его главной задачей было остановить стремительное продвижение противника на Восток. Смоленское сражение в июле – сентябре 1941 года, закончилось поражением Красной армии и большими потерями, но позволило задержать немцев на пути к Москве. Ну а далее последовала целая череда роковых ошибок, которые ни Сталин, ни другие военачальники, так и не простили маршалу Тимошенко.
Через три дня после окончания Смоленского сражения Семен Константинович был назначен главнокомандующим войск Юго-Западного направления. Руководство страны поставило перед ним задачу: во чтобы то ни стало удержать Киев. Предшественником Тимошенко на этом посту был его бывший командир по 1-й конной армии Семен Михайлович Буденный. Как и Жуков, Буденный считал, что Киев необходимо немедленно сдать, чтобы избежать полного окружения и разгрома советских войск на этом направлении. Но Тимошенко был с этим не согласен: он хотел во что бы то ни стало выполнить приказ. На то, чтобы осознать нереалистичность этой задачи, у маршала ушло три дня. Драгоценное время было упущено, и войска не успели отступить. Большая часть Юго-Западного фронта оказалась в окружении, потери советских войск убитыми, пропавшими без вести и взятыми в плен составили более 600 тысяч человек. Среди погибших оказался и командующий Юго-Западным фронтом генерал-полковник Михаил Кирпонос. Безусловно, возлагать вину за это поражение на одного лишь Тимошенко было бы опрометчиво, но и говорить, что он не несет за это ответственности – нельзя.
После этого поражения Тимошенко несколько реабилитировался, когда в конце ноября 1941 года под его руководством войска Юго-Западного направления провели Ростовскую наступательную операцию. Взятие Ростова-на-Дону стало одной из первых крупных побед Красной армии в 1941 году.
Вдохновившись успехами советских войск под Москвой, а также на других участках фронта, Сталин поставил перед военачальниками амбициозную задачу – до конца 1942-го года разгромить немцев и полностью выбить их с территории СССР. Начало этому должна была положить Харьковская операция, главная роль в которой отводилась Юго-Западному фронту маршала Тимошенко. Ставка планировала отсечь немецкую группу армий «Юг», прижать ее к Азовскому морю и уничтожить.
Операция началась 12 мая 1942 года. Поначалу все шло хорошо: за пять дней наступления наши войска вышли к окрестностям Харькова, а конная разведка даже добралась до пригородов. Но наступление развивалось крайне неравномерно, из-за чего возникла угроза окружения. Взаимодействие с Южным фронтом было налажено плохо, оборона на направлениях, представлявших опасность для немецких контрударов, не была эшелонированной, а инженерные работы проводились на минимальном уровне. 17 мая 1-я немецкая танковая армия нанесла удар в тыл наступающим, прорвав советскую оборону.
Новый начальник генштаба Александр Василевский предложил прекратить наступление и немедленно отступать, чтобы избежать окружения. Но как и в случае с Киевом Тимошенко вновь промедлил с принятием решения. И он сам, и Никита Хрущев, бывший в то время членом военного совета Юго-Западного фронта, настаивали на том, что угроза окружения преувеличена. В итоге Сталин согласился с Тимошенко, что было фатальной ошибкой.
К 23 мая большая часть советской ударной группировки оказалась в окружении. Приказ о прекращении наступления Тимошенко подписал только 28 мая, когда катастрофа была уже неотвратимой. Вырваться из ловушки смогла лишь десятая часть советских войск. Безвозвратные потери Красной армии под Харьковом составили более 170 тысяч человек, общие – свыше 270 тысяч. Многие из командующих частей и подразделений Юго-Западного фронта погибли или попали в плен, а войска вермахта устремились к Дону. Сам Тимошенко также едва не попал в плен, но все-таки сумел выбраться из окружения и добраться до своих. Однако советское руководство с тех пор не делало на него главную ставку.
В июле 1942 года Тимошенко был назначен командующим Сталинградским фронтом, а с октября командовал войсками Северо-Западного фронта. На этом посту маршал провел еще два крупных наступления в ходе осуществления плана «Полярная Звезда» – Демянскую и Старорусскую операции. Итог обеих оказался неудовлетворительным: войска не смогли выйти на запланированные рубежи, понеся при этом большие потери. 13 марта маршал Тимошенко был отстранен от командования Северо-Западным фронтом. Однако вплоть до конца войны он был представителем Ставки Верховного командования и осуществлял координацию действий ряда фронтов, принимал участие в разработке и проведении некоторых операций.
После войны
После войны Тимошенко командовал войсками Барановичского, Южно-Уральского, Белорусского военных округов. С апреля 1960 года, как и многие другие маршалы, находился в составе Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1962 по 1970 год был председателем Советского комитета ветеранов войны.
Отказался, несмотря на просьбу - приказ Н. С. Хрущева "разоблачать" И. В. Сталина. Мемуаров Семен Тимошенко после себя не оставил, заявив, что правды никто не опубликует, а врать есть кому и без него.
В 1962 году случилось то, чего маршал не ожидал. От рака скончалась супруга Семёна Константиновича – Анастасия Михайловна. Пошатнулось и здоровье некогда сурового маршала. Он был раздавлен, прежде всего, морально. Сначала спасали внуки, их у маршала было пятеро. Но его мужества хватило всего на семь лет. Скончался Семен Константинович 31 марта 1970 года. Как и ряд других маршалов Советского Союза, он был похоронен на Красной площади в Кремлевской стене.