Анонимные или подписанные псевдонимами произведения известны с древних времён. Зачем авторам надо было скрывать своё имя под маской?
Причин могло быть несколько:
- Из-за боязни преследования
- Чтобы скрыть своё общественное положение
- Из-за неблагозвучия настоящей фамилии
- Из-за наличия однофамильцев
- Знаменитые авторы хотели отвлечь от своего имени огонь критики
- А бывает и так, что слава совершенно не волновала авторов, ему важна была сама возможность сказать своё слово
Как только авторы ни ухищрялись! Принимали мужское имя, будучи женщиной, и наоборот. Подписывались вымышленным именем или реально существующего лица. Ставили только инициалы, и не факт, что не выдуманными. Неверно указывали свою профессию или национальность. Масок могло быть сколь угодно много. Разгадывать их предоставлялось публике, а в нашу эпоху учёным, занимающихся псевдонимикой, – это что-то на грани лингвистики, библиографии и литературоведения.
Сегодня мы посмотрим, как и для чего женщины прятались за мужскими именами.
У писательниц были особые причины скрывать свой пол. Положение женщин вплоть до ХХ века давало резон бояться: к творческому труду женщин относились враждебно или с недоумением, это считалось привилегией мужчин. Быть музами мужчин дозволялось, верными жёнами великих творцов – да, но забросить детей и хозяйство, отдавшись художествам было вовсе недостойно. Женщину-литератора не принял бы издатель, такую книгу отбросил бы читатель, а критик разнёс бы в пух и прах.
Женщинам оставалось надевать маску.
Знаменитая английская писательница Шарлотта Бронте взяла псевдоним Каррер Белл, её сёстры продолжили эту игру и подписывали свои произведения именами братьев: Эллиса и Актона Беллов.
Французская романистка Аврора Дюпен, автор более ста романов, изображавших жизнь женщины, поднимала острые вопросы современности. Она была известна под именем Жорж Санд (часть фамилии её друга – Жюль Сандо). Потом писательница заменила имя на Жорж.
Мари Флавиньи, графиня д`Агу, связанная с жизнью Ф. Листа, публиковала свои исторические и философские произведения под именем Даниеля Стерна.
А вот и русская литература. Екатерина II подписывалась по-разному: Патрикей Правдомыслов, Любомудров из Ярославля, Разнощик Рыжий Фролка.
Авдотья Панаева в сотрудничестве с Некрасовым издала романы «Три страны света» и «Мёртвое озеро» под псевдонимом Н. Станицкий.
Каролина Павлова подписывала свои стихи Новооткрытый поэт.
Что уж говорить о широкой публике, когда сам Тургенев так высказывался о писаниях женщин.
Им, по его словам, «не страшно было наполнять целые десятки страниц либо ненужными рассуждениями, либо рассказами, не ведущими к делу, либо даже просто болтовнёй… В женских талантах… есть что-то неправильное, нелитературное».
Некоторым писательницам потребовалось в конце жизни признание. Так поступила М. Шагинян, писавшая под псевдонимом Джона Доллара, изобразив историю мистификации в статье «Как я писала «Месс – Менд».
А вот в «Маленьких женщинах» Луизы Мэй Олкотт мы видим героиню по имени Джо, которая хочет быть писательницей. Наконец она решилась и отнесла свои рассказы в газету, их напечатали, но ничего и не заплатили. Что ж, сёстры очень рады за Джо, это успех. Гонорары здесь не главное, когда речь идёт о самой возможности печататься!