50 млн рублей хищений в рамках нацпроекта «Образование», к которым, по версии следствия, может быть причастна бывшая замминистра просвещения России Марина Ракова.
В будущем счет может идти на гораздо более значительные суммы. По данным базы СПАРК, фигурирующий в деле фонд получил более 3 млрд рублей субсидий. Самой Марине Раковой обвинение пока не предъявлено, от правоохранительных органов она скрылась. Впоследствии это может стать отягчающим обстоятельством при избрании ей меры пресечения, отметили юристы.
Трудно не согласиться, на таких должностях, сумма в 50 млн. рублей в виде хищения- это издевательство над здравым рассудком. В России, как известно, у людей в звании полковников, валюту и драгоценности вывозят КАМАЗами. Если окажется на самом деле, что сумма хищения всего лишь 50 жалких млн. рублей, то с учетом должности, нужно давать орден за "Заслуги перед Отечеством", не меньше.
В Москве суд поместил под арест ещё трёх подозреваемых по делу о хищении не менее 50 млн бюджетных средств, по которому проходит экс-замминистра просвещения Марина Ракова.
Тверской суд Москвы на два месяца отправил в СИЗО бывшего генерального директора ФГАУ "Фонд новых форм развития образования" Максима Инкина и его бывшего заместителя Евгения Зака.
Также суд отправил под стражу Кристину Крючкову, преподавателя РАНХиГС, занимавшую пост юрисконсульта, а также исполнительного директора "Шанинки", которая выполняла госконтракт.
Расследование дела Раковой ведёт МВД, экс-чиновница подозревается в выделении средств ФГАУ "Фонд новых форм развития образования", которое она возглавляла ранее. Фигуранты расхитили средства, полагает следствие. Раковой после обыска не стали предъявлять обвинение.
Дома у Раковой и на рабочем месте, а также у людей из ее окружения, работавших с ней в Минпросвещения и затем перешедших в Сбербанк, прошли обыски. Раковой грозит до десяти лет тюрьмы. На допрос она не явилась, на работу не пришла, а телефоны выключила — предполагается, что она скрывается от следствия. При этом, по данным “Ъ”, полицейские полагают, что скрываться госпоже Раковой помогает ее близкий знакомый, бывший сотрудник Фонда развития новых форм образования.
На должность Марины Раковой в Сбербанке уже назначен другой человек. Надо заметить весьма оперативно, тем более, что обвинение еще пока не предъявлено.
Марина Ракова занимала пост замминистра просвещения с 2018 по 2020 год. По версии следствия, находясь в этой должности, в 2019 году Ракова «в корыстных интересах пролоббировала выделение ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» (ФНФРО) бюджетных средств, предназначенных на реализацию государственных контрактов в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». При этом в качестве подрядной организации руководство фонда привлекло «Московскую высшую школу социальных и экономических наук» (МВШСЭН). Следователи провели профильные экспертизы двух контрактов от 13 и 18 сентября 2019 года.
Согласно сайту госзакупок, первый был посвящен «сопровождению деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», создаваемых в субъектах РФ в рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование». Второй — разработке и апробации модели создания и функционирования профессиональных сообществ учителей в рамках того же проекта.
Цена обоих контрактов — 52 млн рублей. На сайте госзакупок сказано, что заключению контрактов предшествовал открытый конкурс, который проводился на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ».
По двум «научным изысканиям» эксперты выявили признаки фальсификации отчетной документации. В частности, было установлено, что «выполненные работы по качественным характеристикам не соответствуют требованиям, указанным в техническом задании, — цель не достигнута, задачи не выполнены, практическое применение не представляется возможным». «Работы, выполненные МВШСЭН, приняты ФНФРО неправомерно, денежные средства выплачены необоснованно».
Следует отметить, что подобного рода проекты, как у госпожи Раковой. очень широко распространены в России. В большинстве случаев темы проектов абстрактные, в других проектах, цена как правило завышена в несколько раз, особенно в области дорог и в строительстве. Везде имеет место быть элементарный распил средств. Тем не менее ответственности никто не несет, тем более уголовной. Возникает закономерный вопрос, в чем так провинилась госпожа Ракова?
Это далеко не всё, что может быть предъявлено экс-чиновнице в качестве обвинения. Сейчас идут экспертизы дополнительных контрактов на общую сумму свыше 150 млн рублей, вероятно, реализованных при покровительстве Марины Раковой, сообщил источник. По его словам, специалисты проверят, не была ли фальсифицирована отчетная документация.
16 марта 2020-го премьер Михаил Мишустин подписал указ об освобождении Марины Раковой (по ее просьбе) с поста замминистра просвещения РФ, после чего она перешла на работу в Сбербанк.
Любопытная деталь, в доме у госпожи Раковой была обнаружена висящая на стене картина «Сын человеческий» известного бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта. Является ли картина подлинником или репликой, пока сказать наверняка нельзя, нужна экспертиза.
— Последняя ее продажа на публичных торгах была в 1998 году на аукционе Christie’s за $5,4 млн.. Текущий аукционный рекорд на работу Магритта — $26,8 млн. Учитывая исключительную известность и историческую значимость «Сына человеческого», он был бы оценен сегодня гораздо выше. В среднем 1,5 млрд. рублей, это уже ближе к правде, ближе к той должности которую она занимала.
Следует обратить внимание и на тот факт, что когда госпожа Ракова ушла с поста замминистра просвещения РФ, а следовательно сдала все свои дела и понятно что была проверка, вопросов не возникло. Вопросы появились только спустя два года. Понятно, что копали целенаправленно.