Найти в Дзене
Романсы и не только

Как в Советский Союз возвращался жанр "Романс"

Некоторые романсы в Советском Союзе петь запрещали, потому как считали их буржуазным течением. Есть в этом свои перегибы, но есть и доля истины, как всегда. Не бывает исключительно "чёрного или белого", всегда есть "полутона".
Около тридцати лет, вплоть до 1960 года, публика не слышала многие произведения в жанре Романса. Впрочем, это не мешало советским авторам создавать новые прекрасные романсы, которые живут до сих пор и считаются уже "классикой романса".
Таким образом, каждая эпоха вносит свои коррективы в развитие любого из течений искусства, оставляет свой неповторимый "след", свой "шарм". И в этом также есть своя красота. Есть мнение (хоть доказательств этому нет), что такая замечательная певица, как Изабелла Юрьева, именно из-за запретов перестала петь романсы, хотя если бы ни страх, то выступать она могла бы еще минимум лет 20. После прекращения своей музыкальной карьеры, она прожила около 40 лет. После долгого перерыва, сцена Ленинградского театра стала первооткрывателем р

Некоторые романсы в Советском Союзе петь запрещали, потому как считали их буржуазным течением. Есть в этом свои перегибы, но есть и доля истины, как всегда. Не бывает исключительно "чёрного или белого", всегда есть "полутона".
Около тридцати лет, вплоть до 1960 года, публика не слышала многие произведения в жанре Романса. Впрочем, это не мешало советским авторам создавать новые прекрасные романсы, которые живут до сих пор и считаются уже "классикой романса".
Таким образом, каждая эпоха вносит свои коррективы в развитие любого из течений искусства, оставляет свой неповторимый "след", свой "шарм". И в этом также есть своя красота.

Есть мнение (хоть доказательств этому нет), что такая замечательная певица, как Изабелла Юрьева, именно из-за запретов перестала петь романсы, хотя если бы ни страх, то выступать она могла бы еще минимум лет 20. После прекращения своей музыкальной карьеры, она прожила около 40 лет.

Фотография взята из источника artuk.org
Фотография взята из источника artuk.org

После долгого перерыва, сцена Ленинградского театра стала первооткрывателем романса. Исполнила его Галина Карева. Это была настоящая победа, публика была очень довольна услышанным. Следующий романс прозвучал из уст Рубины Калантарян. Именно то, как приняла публика выступление, и стало причиной исполнения других романсов на подмостках эстрады.

Далее появился Валерий Агафонов. Он кстати, не был профессиональным музыкантом и певцом. Этот самородок вместе со своей помощницей, Шурочкой Пурцеладзе, которая, к слову сказать, была литературоведом, собрал не один десяток романсов, кроме этого он узнал их происхождение. Выступал Валерий перед простыми людьми на фабриках и заводах. Публика была разношёрстной, но, не смотря на это, выступления пользовались популярностью.

Фотография взята из источника artuk.org
Фотография взята из источника artuk.org

Позже, в 1977 году после возвращения на Родину Аллы Баяновой, Россия получила от нее великий подарок: ее романсы. На Западе это имя было более известным, у нас же Аллу знал Александр Вертинский и еще несколько путешественников. Но это не помешало ей исполнять её прекрасные произведения.

Сегодня романс считается классикой, потому как именно в 60-е годы, великие артисты подарили ему второю жизнь. Не смотря на то, что долгое время многие романсы были под запретом (около 30 лет) с 30-го по 60-й год, он продолжал оставаться в сердцах и душах его исполнителей. И воодушевлял уже советских авторов на создание новых романсов.
Среди наших современников, например, автором многих прекрасных романсов является Александр Яковлевич Розенбаум.

Фотография взята из источника artuk.org
Фотография взята из источника artuk.org

Сегодня можно услышать старинные романсы, которые всё чаще звучат на сценах.
Старинные пластинки сохранились у наших прабабушек и бабушек. Очень дорогими являются издания с 1911 по 1914 года, которые именно таким образом, по наследству передаются по сегодняшний день. Это наследие бесценно и сегодня, потому как романсы любит большая половина русских людей, если не сказать подавляющая часть.
Есть в романсе что-то глубинно русское, трепетное, душевное, искреннее. А главное - образное, передающее чувства, а не сюжет и информацию. Слушая, или исполняя романс, человек может глубоко пережить состояние, возвращающее его к самому себе. В этом одна из главных ценностей романса.