Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Мф. 5:20
Господь обращается к своим ученикам и последователям, указывая на сущность истинной праведности, той которая должна быть у верующего.
Что есть праведность? Пра́ведность — понятие в христианстве, исламе и иудаизме; строгое следование заветам, которые предписаны вероисповеданием. Также используется как синоним для слов «милосердие», «бескорыстие», «законность», «безгрешность» .
В глазах людей праведен тот, кто честен, правильно судит и, по человеческой мерке, правильно поступает; перед Богом праведен тот, кого Бог делает праведным.
Кто такие фарисеи?
Фарисеи (отлученные) (Мф. III:7, XXIII:26 и др.) – известная секта, возникшая между иудеями после долговременного их плена в Вавилоне.
Название фарисеев произошло от еврейского слова, значащего отлучать, отделять, но история их происхождения скрыта во мраке неизвестности. Гордость и лицемерие были их отличительные пороки. Они имели притязание на необычную святость и со строгой заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения и т. п., дошедшие до них по преданию (Мф. XV, 2), но во многих случаях своим чрезмерным исполнением преданий человеческих поступали вопреки закону Божию и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости.
За это и обличал их Господь Иисус Христос и особенно за то, что они выставляли напоказ народу свои подвиги, как то: молитвы и раздачу милостыни (Мф. VI, 2, 5).
У фарисеев восхваление собственной праведности дошло до наивысшей степени. Вот почему так резко осуждает их Господь Иисус, указывая Своим на то, что им нужна другая праведность, и что человеческое усилие не ведет к цели.
Кто такие книжники?
Кни́жники – (евр. «соферим», греч. γραμματεΐς – писцы) библейское наименование класса людей, упоминаемых в Ветхом, и в Новом Завете – учителя Закона (законники). Они переписывали книги Священного Писания, толковали Закон, хранили в памяти предания. Большей частью книжники выходили из колена Левина, предназначенного для священнослужения.
Книжники были у евреев богословами и юристами, придерживались буквального толкования Закона, строго следуя предписаниям преданий. В религии они были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. Почти все книжники были фарисеями.
Мнение авторитетных верующих людей по данному вопросу.
Феофан Затворник. Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону. Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений. Тот и другой нравственный строй осуждены быть вне Царствия Небесного.
Симеон Новый Богослов. То есть: если не перестанете вы делать дела напоказ, как делали фарисеи, и не будете делать их во славу Божию, то в царствие Божие не войдёте.
От автора. Верующий для того, чтобы исполнять Божью волю и быть праведным, в первую очередь должен знать закон Божий. Должен быть образован в данном вопросе. Здесь есть ловушка для пытливого ума. Когда человек находится в зависимости от ума, ему хочется логически понять все, до самого последнего нюанса и вывести универсальные правила. Это и есть питательная почва для книжников и им подобных, именно на этом основании возник еврейский Талмуд и другие кодексы веры в самых различных направлениях, так же и в христианстве. Одним умом учение не понять, одного знания недостаточно.
О солдате, чиновнике, менеджере если они хорошо исполняют свои служебные обязанности, можно ли сказать, что они люди праведные? Ответ очевиден, они могут быть весьма далеки от праведности. Внешнее исполнение не есть показатель вашей веры. Учение духовно. За знанием должно следовать духовное состояние человека. Ваша внутренняя природа должна быть чиста, душа ваша должна впитать Божественный закон и быть его выражением. Именно тогда ваши дела исходят от внутренней потребности творить добро и правду. Вы воплощаете закон Божий в себе, он в вас, и вы в нем. Вы едины.
Если это не так, всегда есть причина, всегда есть то, что стоит между вами и Богом. Это нужно обнаружить в себе, беспристрастно, без присутствия своего «Я», которое, как известно всегда стремиться к своему оправданию. Пред Богом не должно иметь своё «Я», либо вы признаете закон его, либо нет. Это закон для вашей души, вы по нему созданы. Будет ли для вас спасением, хождение в Церковь, молитва, благотворительность, если вы дела мира ставите превыше веры в Бога. Ответ очевиден – нет. Правда должна быть правдой. В Боге нет понимания относительности, в нем всё искренне, а не предположительно.
Книжники и фарисеи были люди, внешние от мира. Сегодня такая черта присуща очень многим, особенно государственным деятелям, которые при каждом удобном случае показывают, что они великие благодетели для народа, но в первую очередь думают о себе. Это есть лицемерие.