Найти тему
Music club Juliett

Пронзительный роман о жизни, искусстве и музыке.

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала!

Сегодня я хочу рассказать о романе каталонского писателя Жауме Кабре "Тень евнуха".

Этот канал о музыке, но книга Кабре вся пронизана поэзией и музыкой, литературными и музыкальными аллюзиями, поэтому я решила написать о ней здесь.

У меня есть другой канал Книжная полка Джульетты, где я пишу о книгах и литературе. Приглашаю всех!

Роман я дочитала только сегодня, хотя начала читать его еще летом. И дело не в том, что он неинтересный или его сложно читать.

Бывают книги, которые проглатываются залпом. Но это не тот случай.

"Тень евнуха" - роман, который нужно читать неторопливо, вдумчиво.

Он наполнен смыслами и цитатами и настраивает на размышления.

Вот одна из моих любимых цитат, потому что она очень близка мне и понятна, и ее можно отнести не только к известным музыкантам, но и ко всем, кто серьезно учился музыке с детства:

...детство и юность известного музыканта... сильно отличались от детства и юности остальных смертных; пока девочки ее возраста прыгали через скакалку, она километр за километром водила смычком по струнам... а потом, когда ты уже подросла, тебе приходится забыть о том, какое счастье гулять после школы с лучшей подругой, мечтать и болтать о мальчиках. На лучших подруг времени не остается...

Несколько слов о сюжете.

Главный герой романа, Микель Женсана, ужинает с молодой привлекательной женщиной по имени Жулия в ресторане. Они вместе работают много лет и встретились для того, чтобы Микель рассказал о своем недавно погибшем в автокатастрофе друге, Жузепе-Марии Болосе.

Жулия должна написать статью о Болосе. Но встреча по сути превращается в исповедь Микеля о своей жизни и истории своего старинного рода.

Рода не самого счастливого нужно сказать. Микель является последним его отпрыском. Если вдаваться в мелкие детали, то это не совсем так, есть еще какие-то представители этой семьи, но сути это не меняет. Они уже "отрезанные ломти".

Весь роман пронизан ощущением грусти. Род Женсана угасает. А Микель и есть тот самый бесплодный "евнух", на котором все закончится, и старое семейное древо рухнет.

Самое интересное то, что ресторан, в котором происходит встреча, это бывший дом семейства Женсана, в котором родился и вырос Микель.

Эта деталь очень важна. Автор таким образом дает нам понять, что ни что не вечно под луной. Всему приходит конец. Старинные семейства вымирают, беднеют, разоряются, их дома превращают в фешенебельные многоквартирные жилища или рестораны.

Фонтанчик, который поставлен в качестве декоративного украшения в ресторане и который неоднократно упоминается в романе, очень не нравится главному герою.

Потому что это пошло. Это никак не может стоять в его доме.

А дом этот для Микеля остается родным, он продолжает ощущать с ним связь. И от этого еще больнее.

Герой рассказывает о себе, своем взрослении, своих друзьях - Болосе и Ровире. О влюбленностях, браке и своей большой любви к прекрасной скрипачке Терезе.

Юность и молодость Микеля пришлись на времена правления Франко. И они вместе с Болосом участвуют в подпольной деятельности, вступая в партию, пытающуюся бороться с существующим строем, и взяв имена Симон и Франклин.

Все это очень похоже на какую-то игру: тайные собрания, квартиры, задания "сверху", адреналин... Но наступает момент, когда игра заканчивается. И герой понимает, что все очень серьезно. Речь уже не об играх в героев, а о жизни и смерти. И о том, что нужно брать на себя важное решение. А потом жить с этим всю жизнь.

Воспоминания Микеля переплетаются с рассказом его дяди Маурисия Сикарта, представленного как письмо дяди к племяннику. В этом рассказе много очень личного, он раскрывает семейные тайны и дополняет историю семьи Женсана, известную Микелю.

Оба повествования тесно переплетаются, плавно перетекают одно в другое, создавая единое целое.

Автор пользуется интересным литературным приемом: рассказ Микеля ведется то от первого, то от третьего лица, при чем переход порой совершается в одном и том же предложении. Герой говорит о себе "я" и тут же "Микель". Как бы взгляд со стороны на самого себя, при этом без всякого самолюбования и полный самоиронии.

Внутри достаточного простого и ясного повествования романа заложены мысли об основных человеческих ценностях: рождении, жизни, смерти, дружбе, любви, героизме. И об искусстве, особенно литературе и музыке.

Сам роман построен таким образом, что передает форму крупного музыкального произведения.

В нем два действия и четыре части:

Действие первое. Секрет аориста.

Часть I. Andante (Praludium / Прелюдия)

Часть II. Allegretto (Scherzando / Скерцо)

Действие второе. Памяти ангела.

Часть III. Allegro (Cadenza / Каденция)

Часть IV. Adagio (Choral: es ist Genug! / Хоральные вариации на тему Баха)

Кода

КОДА (итал. coda, букв. — хвост) - дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.

Таким образом, автор передает нам идею о том, что вся жизнь человеческая это тоже в своем роде произведение искусства.

Только кто его творит? Мы сами или Создатель?.. Или нам дается эта жизнь, а дальше мы уже сами в ответе за все?

Вечные темы, вечные вопросы.

Роман передает не просто форму абстрактного музыкального произведения, а точно повторяет структуру конкретного скрипичного концерта Альбана Берга.

Альбан Берг (1885-1935) сочинил концерт для скрипки с оркестром, назвав его "Памяти ангела". Считается, что этот концерт является своеобразным реквиемом по Манон Гропиус.

Манон Гропиус (1916-1935) - дочь архитектора и учредителя Баухауса Вальтера Гропиуса и деятельницы искусства и литературы Альмы Малер.
Бауха́ус (также встречается Бауха́уз, нем. Bauhaus, Staatliche Hochschule für Bau und Gestaltung — Государственная высшая школа строительства и формообразования, или Staatliches Bauhaus — Государственный Дом строительства) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 год. Архитектурная и художественно-промышленная школа, обозначившая основные принципы архитектуры ХХ века. Наряду с доктриной функционализма стала инициатором концептуального понимания архитектуры. Творческое объединение и идейный центр европейского функционализма (Википедия)
Бауха́ус (также встречается Бауха́уз, нем. Bauhaus, Staatliche Hochschule für Bau und Gestaltung — Государственная высшая школа строительства и формообразования, или Staatliches Bauhaus — Государственный Дом строительства) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 год. Архитектурная и художественно-промышленная школа, обозначившая основные принципы архитектуры ХХ века. Наряду с доктриной функционализма стала инициатором концептуального понимания архитектуры. Творческое объединение и идейный центр европейского функционализма (Википедия)

Роман по сути также является реквиемом. Это реквием по любимым людям Микеля, ушедшим навсегда. И по себе самому.

Несмотря на все вышеперечисленное, роман совершенно не мрачный и не оставляет тяжелого впечатления.

Он полон тонкого юмора, смешной и грустный одновременно. Как вся наша жизнь.

Очень интересно для меня, как музыканта, введение в ткань романа нотных записей. Люди, знакомые с нотной грамотой, могут прочитать их и получить точное представление, о какой музыке идет речь, что именно слушает Микель на концерте.

-3

А описание концерта Берга, который главный герой слушает в конце романа в исполнении его любимой Терезы, просто прекрасно! Им я и завершу сегодняшнюю статью:

Оркестр заиграл, к нему присоединилась проникновенно звучащая скрипка Терезы. Перекликаясь с оркестром, арпеджио начали восхождение на плато, где гуляет лишь ветер и звучит только скрипка. Концерт и Тереза слились в одно целое, в ее душе рождались отчаянные и пророческие жалобы Берга. Она играла так, как будто пыталась поведать о своей боли. И , судорожно ухватившись за перила, я следил только за движениями Терезы, как будто мы были в Королевском зале одни, как будто мы с ней могли созерцать призрак ангела, маленькую Манон...
Концерт завершался кодой, где в скрипичной партиии заключена вся поэтическая сила пьесы. Понемногу сплетаясь с хоралом Баха, она волшебно воспаряет ввысь, превращая хорал в арпеджио, с которого все начиналось, подводящий итог тому, что было сутью концерта, как в тех видениях, которые бывают у умирающих, когда, говорят, вся жизнь пролетает у тебя перед глазами за несколько секунд и достигаешь какого-то нездешнего светила. Тереза играла так, что чувствовалось его недвижное сияние, и оркестр склонился пред таким совершенством - струнные и духовые инструменты слились в долгом финальном аккорде...

Спасибо, что дочитали статью!

На моем канале уже много статей о музыке, известных песнях и исполнителях, видео с моим скромным исполнением на фортепиано и музыкальные тесты.

Присоединяйтесь! Вместе нас ждет много интересного и много хорошей музыки!

Всем отличного настроения!

Juliett

#music club juliett #книги об искусстве и музыке #книгоотзыв #книги и музыка #блог о музыке #чтопочитать #литература #зарубежная литература #писатели испании