Найти тему
Ноль Плюс

«Вихрь, мощь, мурашки по коже»: хореографические спектакли в рамках «Ноль Плюс»

Самопознанию помогает танец. Даже если просто смотреть на произвольные движения рук, ног, корпуса... Но «просто смотришь» лишь поначалу, потом приходят собственные ассоциации, мысли, образы, а там и удивление, радость, благодарность, хотя местами и страх…

Вот до чего «довели» зрителей хореографические спектакли Территории свободного творчества «Версия», которые в рамках фестивальной программы прошли на сцене МТЦ «Космос» 28 и 29 сентября. Именно такую цель и преследовали организаторы «Ноль плюс» этими постановками – сделать осмысленным приобщение к такому виду искусства, как хореография. И разбудить фантазию, и выразить свой опыт переживания в словах…

Основатель фестиваля и по совместительству модератор встречи Николай Данн начал с философских размышлений о свете и тьме, мужском и женском, привычном и новом, предваряя ими основное действо. Пластика двух молодых исполнительниц оказалась столь же абстрактной, не привязанной к какой-то теме. Музыкальное сопровождение без слов, никаких ярких костюмов, минимум реквизита. И очень обтекаемое название спектакля – «Dance Story».

-2

Интересно! Сперва это показалась разминкой, чем-то вроде утренней зарядки. Но действие развивалось. Происходило взаимодействие с красным яблоком: вот так человек лелеет свою мечту, стремится к ней, обретает желаемое, наслаждается им, а потом отпускает… Вот уже танцоры взаимодействуют друг с другом – мирно, гармонично. Предел мечтаний! И у каждого из зрителей, несомненно, своё восприятие происходящего на сцене. У каждого рождалось понимание на основе своего личного опыта.

Второй перформанс назывался уже более конкретно: «Мать». Двое танцовщиц, уже постарше, вели повествование на языке хореографии.

-3

А когда закрылся занавес, Николай Данн пригласил зрителей поделиться впечатлениями, выражаясь так же туманно: «Начинаем говорить о себе. Выводы, что было со мной и сейчас еще находится».

Первому выступать всегда непросто. Кто-то выдвинул версию, что это мужское, и Николай Данн согласился, однако добавил, что в каждом человеке присутствуют и мужское, и женское.

Самой смелой оказалась девушка. Она неспроста открылась первой: своей внутренней силой она поразила, вероятно, всех присутствующих.

– Я – дочь своей матери и я дочь всей Земли. Я готовлюсь стать матерью, моё тело отзывается. Я проживала это – быть матерью. Ощущала в теле, что это всё уже знакомо мне. Теперь, после спектакля, стало интереснее идти в этот опыт.

Второй заговорила мама двоих детей. В «Космос» она пришла вместе с ними и призналась, что поначалу сожалела об этом, полагая, что зрелище слишком сложно для детского восприятия. Однако, её маленькая дочка начала двигаться в такт музыки, подпевать звукам, повторять движения девушек! «Когда-то она тоже станет матерью. Пусть впитывает эти движения!» – закончила её мама. Высказались и сами дети, поблагодарив артистов.

-4

Молодость, карьерный рост, поддержку, борьбу увидела третья женщина. Четвёртая почувствовала ускорение и замедление времени и как результат – свободу. Очередная представительница прекрасной половины человечества выразила чуткость к окружающему миру: ей подумалось, как быстро можно всё разрушить и как долго потом придётся это восстанавливать.

Интересно было услышать такое мнение о постановке «Мать»: «Вихрь, мощь, мурашки по коже! Женщина может создать всё из ничего. Это было волшебное действо, которое просто вызвало ощущение счастья!»

Из представителей сильного пола высказался лишь один. Мужчины склонны больше думать, чем чувствовать. Так что открыть шлюз и позволить чувствам затопить душу для них является прорывом. Молодой человек признался:

– Сегодня у меня произошло заполнение внутренних пробелов. В какой-то момент было страшно, в какой-то – хорошо. Каждая работа вызвала отклик, у них единая благая цель. В принципе, понятно, почему больше говорили женщины. В спектаклях ведь фигурировали именно женские образы, и резонанс они вызывали в себе подобных.

Изредка Николай Данн комментировал высказывания: богатое знание жизни позволяло ему это делать. Особенно запомнился такой его комментарий: «Волшебство неописуемо. Оно просто чувствуется».

Расходились зрители неохотно. Путешествие в глубины себя, видимо, продолжалось…

Текст: Светлана Хозяинова