Часто мы в своей жизни можем встречать "нарциссов". Они нас раздражают, отталкивают своим чувством превосходства над другими и свои мировоззрением. Но это часть нашего общества, с которой нам приходится жить и взаимодействовать. Как же не воспитать в своем ребенка «нарцисса»?
Доказано, что в целом нарциссизм – это генетическая предрасположенность. Но снизить и контролировать ее проявление мы можем в самом раннем детстве. Как правило, ребенок до 3 лет – однозначный нарцисс, и это нормально. Он привязан к своей маме, которая понимает его с полуслова и удовлетворяет его жизненные потребности. Кормит, гуляет с ним, играет и проводит большую часть времени, уделяет ему свое внимание.
Нарциссизм в подростковом возрасте – это тоже норма, когда подросток ищет себя, хочет обратить на себя внимание, выделиться. Но уже, как правило, после 30 лет человек психически сформирован и должен вести себя адекватно. И если к этому возрасту у человека присутствуют признаки нарциссизма, то можно задуматься о патологическом проявлении, которая является даже формой расстройства личности.
Как не допустить в детском возрасте признаки нарциссизма? Какие ошибки могут совершать родители при воспитании, которые могут привести к проблемам ребенка в зрелом возрасте?
Сценарий № 1. Родители-нарциссы
В такой семье один или оба родители нацелены на результат. Они хвалят ребенка за его достижения, все нацелено на результат. Ребёнок понимает, что он «хороший», когда побеждает на олимпиадах, в спортивных мероприятиях и т.д. Ребенок стремится, глядя на поощрения родителей. Такой ребенок должен быть гордостью семьи и престижностью. Его ставят в пример, порой, не замечая собственного «Я» ребенка. В такой семье у ребенка складывается искаженное восприятие «успеха» с идентификацией своей личности.
Сценарий № 2. Обесценивающий нарциссический родитель
В такой семье, наоборот, ребенок доказывает и завоевывает поощрение от родителей. В свою очередь родитель либо не замечает достижения ребенка, либо сравнивает с другими детьми или соседскими ребятами. Родитель взрывается, когда у ребенка не получается что-то. Как правило, ни родитель, ни ребенок не счастливы. И этот сценарий порождает типы поведения детей: побежденный, мятежник и злой ребенок.
Побежденный ребенок в своей жизни смиряется с обесценивающим отношением родителя и признает, что многое у него не получается. Порой, в подростковом возрасте они впадают в депрессию. Но позже, чтобы защититься от такого «мира», у них поднимается импульсивность, агрессивность. Подвержены стать алкоголиками и наркоманами.
Мятежный ребенок. Такие дети всеми силами во взрослой жизни доказывают, что они «не неудачники». Их жизнь превращается в достижение успеха, карьеры. Они стараются прыгнуть выше своей головы, и ставят высокие планки, лишь бы всем все доказать. И это становится их смыслом жизни. Порой, они сами бичуют себя даже за малейшую ошибку.
Злой ребенок. Он вырастает в семье с обесценивающим родителем и становится злым и токсичным человеком. Может и сам быть обесценивающим родителем. При этом не просто обесценивают отношения, достижения, но и разрушают. Потом на личность, которая хоть как-то похожа на обесценивающего родителя, у него может даже без причин подниматься агрессия.
Сценарий № 3 «Золотой ребенок»
Обычно в таким семьях сами родители скрытые нарциссы, которые хотят выделиться за счет своего ребенка, заметив талант ребенка. Они доводят его до поклонения. Требуют и обращают внимание других на успех и достижение ребенка. В этой семье жизнь такого «золотого ребенка», который привык, что его качества идеализируют, может привести к развитию нарциссических черт.
Сценарий № 4 «Обожатель нарциссического родителя»
В такой семье принято поклоняться родителю-нарциссу. Только в таком случае он может обратить внимание ребёнка. Поэтому ребёнок учится «подкупать» родителя свои вниманием и восхищением, чтобы получить себе одобрение. Как правило, в таких семьях не разрешено превосходить родителя-нарцисса, поэтому часто дети вырастают сами скрытыми нарциссами и неуверенными в себе людьми.
Безусловная и условная любовь, давление и обесценивание формируют ребенка и влияют на его дальнейшее развитие. Будет ли ребенок испытывать гнев, стыд или злость, зависит от конкретного воспитания.