С. Аксаков — писатель первой половины XIX века, совершенно незаслуженно не включённый в своё время в советскую программу, и до сих пор, к сожалению, пребывающий в забвении. А зря. Даже очень зря.
Попробую тут объяснить, почему чтение его автобиографических повестей нужно обязательно включить в списки для чтения, начиная с 3-4 классов. Тут дело не столько в литературе, сколько в общем развитии вашего чада.
Этапы развития ребёнка определяют по-разному, но лично мне наиболее близка система Н. Левашова. Подробнее бесплатно читайте в книге Н. Левашова «Сущность и Разум».
Левашов подробно описывает все признаки каждого этапа, но отмечу, что главные отличия Человека от разумного животного — выстраивание поведения согласно нравственности, а не обстоятельствам, и умение контролировать свои животные инстинкты вне зависимости от обстоятельств.
Есть реальные истории типа Маугли. Если ребёнок до 4-5 лет растёт вне общества, он уже не станет человеком, в лучшем случае дойдёт до уровня разумного животного. Но и воспитание в обществе само по себе не сделает из ребёнка человека автоматически. Нужны ОПРЕДЕЛЁННЫЕ УСЛОВИЯ.
Накопление определённых ЗНАНИЙ — важнейший элемент в продвижении вверх. Один из ключевых элементов для перехода на уровень человека — это накопление не просто каких-то знаний, а ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ, т. е. передача жизненного опыта поколений, причём НЕСКОЛЬКИХ, а не только мама-папа, дедушка-бабушка.
Без достаточного количества и качества знаний в этой области человека не получится. Ребёнок останется на всю жизнь на уровне разумного животного. Причём двери для такого перехода на уровень человека, к сожалению, закрываются для большинства около 18 лет.
Где же взять этот жизненный опыт нескольких поколений?
Что мы знаем сегодня о наших предках дальше бабушки-дедушки? Большинство знают очень мало. Да и близкие родственники частенько живут все в разных местах, общаются мало, знания об истории семьи рассыпаются, расплываются, уходят бесследно…
Ребёнок с детских лет получал их в таком формате: «А вот это дядя Ваня с крайнего дома, его отец ещё в войну… а дед его … а вообще прадед приехал к нам деревню из… » и т. д. Так же он узнавал, конечно, и о своих предках, и как их жизни переплетались с жизнями других жителей той же деревни.
Большинство этих историй были поучительными, даже если их рассказывали, не особо об этом задумываясь. Так ребёнок постепенно учился «уму-разуму» НА РЕАЛЬНЫХ ИСТОРИЯХ из жизни.
Но тут на помощь приходила доступность информации (библиотек, книжных лавок) и образования, и в первую очередь — это литература и история. Вот откуда можно было накапывать дополнительные истории, хоть уже и не про своих предков или предков знакомых, но хотя бы из историй соотечественников.
И вот почему надо читать не только современных авторов, или ограничиваться только XX веком. Абсолютно необходимо читать авторов и XIX века, причём именно отечественных. И какое счастье, что русская литература XIX века является вершиной мастерства всей мировой литературы!
Но среди всего многообразия книг авторов XIX века для развития ещё растущей личности просто необходимо отдавать предпочтение АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Потому что именно реальные истории ценнее всего для подрастающего ребёнка через века!
А такой литературы нам даётся в школе очень мало. То же «Детство» Л. Толстого не совсем биографично, и вообще было написано не для детей, некоторые части нельзя читать детям, с моей точки зрения.
Других примеров мало. Есть несколько уморительных рассказов М. Зощенко о своём детстве и ещё несколько таких же маленьких по размеру произведений.
А вот Аксаков написал феноменальный цикл повестей про свою собственную семью
Причём начал он именно с предков — со своего деда, потом родителей, а потом уже себя, своих братьев и сестёр. Это потрясающий пример преемственности поколений, обёрнутый в богатый, но очень лёгкий для чтения язык!
Погружаясь во все эти интереснейшие истории, дети незаметно для самих себя погружаются и в старину — узнают о том, как жилось разным классам и сословиям, о крепостном праве, о дворянстве, о том, как осваивались новые земли, как постепенно развивалось образование и многое-многое другое!
Никакой учебник истории не сравнится по силе впечатления и запоминаемости с такими яркими рассказами! И никогда больше история собственного народа не будет казаться ребёнку чужой и отстранённой — ведь она будет жива во всех этих образах, возникших ещё в детстве от прочтения увлекательной книжки.
Последние пару месяцев почти каждый вечер мы с детьми садимся поудобней в гостиной у торшера, я раскрываю старую книгу и начинаю читать автобиографичекие повести С. Аксакова.
- прочитали рассказ «Наташа»,
- а теперь начинаем «Воспоминания», о гимназических и студенческих годах.
Дети с радостью и нетерпением ждут этого чтения. Ещё бы — какие интересные и разнообразные истории из реальной жизни конца XVIII-начала XIX в.в., рассказанные большей частью от лица подрастающего мальчика.
Какой богатый язык, как смешно в некоторых местах, что мы долго хохочем, а потом ещё вспоминаем смешные эпизоды! Но есть и грустные, трогающие до слёз, а также страшные и почти невероятные истории — и всё это из реальной жизни, всё это происходило с реальными людьми!
Учимся мы и «уму-разуму». После прочтения обсуждаем — правильное ли решение приняли родители Аксакова в такой-то и такой-то ситуации? Хорошо ли поступил один из персонажей? В неоконченном рассказе о замужестве своей сестры («Наташа») невероятно интересно описано сватовство разных женихов, это увлекательный и эмоционально захватывающий рассказ! И какой материал для обсуждения с детьми правильного подхода к выбору будущего супруга или супруги!
Обогатите мир своих детей, почитайте им Аксакова! Не пожалеете!
От редактора: по ссылкам выше можно купить аудиоверсии книг Аксакова на Литрес. А на сайте «Книга в ухе» можно услышать «Багрова внука» в другой озвучке.
Если вы тоже задумываетесь, как привить детям истинные ценности, подписывайтесь на наш канал!
Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн
Автор: Полина Крапивина, мама детей на семейном образовании
Другие статьи автора:
Кого мы хотим воспитать на СО?
Дворянское происхождение семейного образования в России
В какой стране лучше растить и обучать детей? Личный опыт в США, Австралии, России и Финляндии