«Wedgwood» (полное название Josiah Wedgwood and Sons — Джозайя Веджвуд и Сыновья) — знаменитая британская фирма по изготовлению фаянсовой посуды.
Она была основана Джозайей Веджвудом в 1759 году — человеком, вошедшим в историю английского фарфора, как «отец всех гончаров», художником и создателем новых форм, что впоследствии стали классикой. Джозайя Веджвуд воспроизвел многие уникальные формы античных изделий, дав им вторую жизнь, а также изобрел особый вид неглазурованного фарфора — Джаспер, изделия из которого напоминают старинные «бисквитные» изделия. Самые известные, созданные им коллекции: Королевская (1762 год), Черный Базальт (1768 год) и Джаспер (1774 год) пользуются невероятной популярностью и сегодня. В мире науки Джозайя Веджвуд известен, как создатель пирометра — прибора для измерения высоких температур, при которых происходит обжиг керамики и фарфора, а также своими опытами по использованию хлористого серебра для получения фотографических изображений. За свои заслуги в 1783 году Джозайя Веджвуд был принят в Королевское научное общество.
В 1765 году Джозайя Веджвуд создал сервиз, которые привлек внимание королевы Шарлотты. Это был роскошный набор кремового цвета, который настолько понравился королеве, что Джозайя Веджвуд стал именоваться Potter to Her Majesty (Гончар Ее Величества), а сама кремовая коллекция получила название «Queen's Ware». Это послужило тому, что в 1766 году Джозайя Веджвуд получил разрешение на строительство фабрики в графстве Стаффордшир, которая впоследствии стала культовым местом для поклонников английского фарфора и центром городка Этрурия, современного пригорода Сток-он-Трента.
В России изделия «Wedgwood» получили известность благодаря заказанному Екатериной II в 1773 году «Сервизу с зелёной лягушкой» для Чесменского дворца — Дворца на лягушачьем болоте. Уникальный сервиз ручной росписи состоял из 994-х предметов (но в в некоторых источниках указано, что предметов 952), на каждом из них была изображена лягушка, а сервиз украшали более 1000 архитектурно-пейзажных изображений старой Англии. Сервиз был рассчитан на 52 персоны. Основную часть составляли тарелки всевозможных размеров для отдельных персон, множество предметов для общего использования — супницы, салатницы, террины, большие блюда для дичи, овальные блюда для фруктов и овощей, мелкие соусники. Так как английский сервиз с лягушкой предполагал сервировку столовую и десертную, набор посуды включал креманки, вазочки для фруктов и желе, монтейты (бутылочные и рюмочные передачи), мороженицы.
В 1762 году Джозайя Веджвуд познакомился с Томасом Бентли, который также занимался производством фарфора, много путешествовал и обладал обширными знаниями в области классического искусства и эпохи Ренессанса. Они отлично дополнили друг друга: энергичный, изобретательный Джозайя Веджвуд и сдержанный, практичный, прекрасно образованный Томас Бентли, имевший влиятельные связи. Годы сотрудничества с Томасом Бентли стали самыми плодотворными для Джозайи Веджвуда, а «Wedgwood» стал одним из первых в мире брендов класса люкс.
В 1774 году Джозайя Веджвуд представил самый известный вид фарфора — «Джаспер». Этот вид фарфора имеет неглазурованную матовую и слегка шероховатую фактуру и, кажется, будто выполнен из камня. Заинтересованность Джозайи Веджвуда классической культурой, а также неоклассицизмом, привела к созданию фарфоровых изделий в античном стиле, что были украшены рельефными изображениями. По-настоящему культовой стала линия голубого цвета «Wedgwood Blue», которую можно смелом назвать фирменным знаком марки.
В 1987 году фирма «Wedgwood» объединилась с ирландским производителем хрустальных изделий «Waterford Crystal» (Уотерфорд Кристал), образовав компанию «Waterford Wedgwood». Но с 2009 года компания «Wedgwood» входит в состав концерна WWRD (Waterford Wedgwood Royal Doulton). Основное производство «Wedgwood» по-прежнему находится в Англии на фабрике в Барластоне (графство Стаффордшир), также есть производственные объекты в Индонезии и Тайланде.
#wedgwood #веджвуд #фарфор #английскийфарфор #антиквариат #винтаж #фаянс #фарфороваяпосуда #фаянсоваяпосуда